Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры

Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры



Галкин К.А., Парфенова О.А.
Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 254—276.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2109
EDN: EDFNDK
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49386671

Размещена на сайте: 18.08.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2109 (дата обращения 18.08.2022)



Ссылка при цитировании:

Галкин К.А., Парфенова О.А. Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 254—276.
DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2109
EDN: EDFNDK

Аннотация

Статья посвящена стратегиям адаптации, которые изобретали и применяли организации культуры в период пандемии COVID-19. Исследование проведено при помощи смешанной методологии в 2021 г. в Санкт-Петербурге. На базе театров, музеев, библиотек и креативных пространств собраны и проанализированы три блока эмпирических данных: анкеты; экспертные интервью; вебометрия социальных сетей организаций. Для анализа использованы концепции сетевого общества и автономности. Выявлены отчетливые тенденции, характерные для большинства организаций: вынужденный переход в онлайн-формат с последующей выработкой адаптационных стратегий условиях жестких ограничений. Ключевыми сложностями стали слабость материально-технической базы и недостаток компетенций и специалистов для производства контента и привлечения аудитории в онлайн. Кризисная цифровизация обнажила структурные сложности, связанные с (не)готовностью трансформировать прежнюю автономию и работать с учетом новых требований сетевого общества, предполагающих сокращение посредников («уберизацию культуры») и потерю прежних сообществ. Нами были выделены три стратегии адаптации к условиям новой нормальности: углубляющаяся цифровизация; гибридная стратегия и стратегия автономии от цифровизации. Стратегия углубляющейся цифровизации характерна главным образом для библиотек, которые вели активную онлайн-работу и до пандемии. Они оказались в наиболее выгодном положении, надстроив и расширив развитую ранее цифровую активность. Гибридная стратегия в основном характерна для музеев, которые активизировали оцифровку коллекций и ввели новые форматы, в т.ч. трансляции из прежде закрытых хранилищ, но вместе с тем декларировали сохранение связи с живыми посетителями как ключевое направление для будущего развития. Стратегия автономии от цифровизации в большей степени присуща театрам, для которых переход в онлайн оказался наиболее сложным и порой невозможным. Для того чтобы прочувствовать и понять реакцию «безучастного зрителя», пришлось вырабатывать новые форматы, предполагающие вовлечение зрителя и получение обратной связи.

 

Ключевые слова:

кризисная цифровизация организации культуры автономия организаций культуры пандемия covid-19 стратегии адаптации crisis digitalization cultural organizations autonomy of cultural organizations covid-19 pandemic adap-tation strategies

Оглавление

Рубрики:

Социология культуры
Социология управления



Возможно, вам будут интересны другие публикации: