Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: историческая динамика занятости после ухода с должности

Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: историческая динамика занятости после ухода с должности



Тев Д.Б.
Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: историческая динамика занятости после ухода с должности // Социология власти. 2024. Т. 36. № 1. С. 146-171.
ISSN 2074-0492
DOI: 10.22394/2074-0492-2024-1-146-171
EDN: SGAFZW
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=68637684

Размещена на сайте: 04.09.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://socofpower.ranepa.ru/issues/2024/1/7 (дата обращения 04.09.2024)



Ссылка при цитировании:

Тев Д.Б. Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: историческая динамика занятости после ухода с должности // Социология власти. 2024. Т. 36. № 1. С. 146-171.
DOI: 10.22394/2074-0492-2024-1-146-171
EDN: SGAFZW

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу характеристик посткарьеры высокопоставленных чиновников АП, покинувших должность при президенте Ельцине и в послеельцинский период, и  факторов, их  обусловливающих. Эмпирической основой исследования служит база данных, включающая биографические анкеты деятелей АП, которые хотя бы однажды выбывали с ключевой должности в этом органе. Исследование показало, что возросла роль федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство РФ и силовые ведомства, как канала посткарьеры. Политическими событиями, способствовавшими миграции из АП в федеральную исполнительную власть, стали переход президента на пост премьер-министра в 2008 г. и рокировка президента и премьер-министра в 2012 г. Кроме того, стабилизация кадров АП при Путине и  Медведеве способствовала сокращению спроса на ключевые позиции в исполнительной власти, облегчая трудоустройство. Переходы в  федеральный парламент редки в  обе эпохи, но в послеельцинский период в целом доля чиновников, оказавшихся в ГД после отставки, несколько снизилась, а доля тех, кто перешел в Совет Федерации (СФ), немного возросла. Ослабление автономии легислатуры могло способствовать снижению привлекательности законодательных позиций для чиновников Администрации Президента (АП). Однако усиление контроля президента над Федеральным собранием (ФС) при Путине отчасти облегчало рекрутирование туда деятелей АП, расширив президентские возможности продвигать доверенных лиц на высшие парламентские посты. Также изменение порядка формирования СФ увеличило количество законодательных позиций, доступных отставным президентским бюрократам. Переходы в  региональные администрации редки в оба периода, но в после ельцинское время чиновники АП чаще становились губернаторами, чему способствовала централизация власти. Наконец, доля переходов из правительства в бизнес, а также роль крупного бизнеса, как места работы, и распределение принявших чиновников фирм по форме собственности сходны в оба периода. Пантуфляжу способствовали высокие доходы в бизнесе и заинтересованность фирм в привлечении чиновников, усиленная кумовским капитализмом.

Ключевые слова:

Администрация Президента карьера после ухода с должности федеральная администрация правительство губернаторы парламент бизнес Presidential Administration career after leaving office federal administration government governors parliament business

Рубрики:

Политическая социология
Социология элиты общества



Возможно, вам будут интересны другие публикации: