ИНАБ Выпуск №1 / 2008

ИНАБ Выпуск №1 / 2008

 <<назад          

оглавление

>> дальше

4.3. Долгосрочный прогноз (2015—2020 гг.)

Долгосрочный прогноз, как и среднесрочный, предполагает вариативность возможных сценариев, однако их спектр постепенно смещается в позитивную сторону. Данный период и возможности его трансформации в позитивном ключе оцениваются экспертами как наиболее вероятные.

Чем дальше отстоит от настоящего времени точка прогноза, тем сложнее задача, стоящая перед исследованием. По мере удаления в будущее увеличивается момент неопределенности, затрагивающий сферу политики, экономики или ценностей. Три обстоятельства могут сыграть важную роль в определении путей развития российского общества. Во-первых, это выбор внешнеполитического курса. Сценарий редукции социальных ресурсов маловероятен, если Россия как субъект мировой политики продолжит интеграцию в мировое сообщество или, если быть более точным, сообщество развитых государств. Если же она выберет сценарий конфликта, пусть даже «холодного» с западными странами, то это существенно увеличит опасность потери важных ресурсов, и прежде всего ресурсов интеллектуальных, профессиональных и человеческих. Разумеется, выбор между двумя направлениями – это в немалой степени упрощение того вызова, с которым сталкивается Россия. Очевидно, что ей не удастся полностью гармонизировать сферу отношений с Западом, полностью избежать всяких противоречий в отношениях с ним. Важно, однако, чтобы эти противоречия рассматривались и разрешались в контексте конструктивного взаимодействия, нахождения важных точек соприкосновения. Во-вторых, это выбор политической системы, где на одной чаше весов эволюция в сторону авторитаризма, а на другой, развитие демократических институтов и гражданского общества, становление гражданской нации, заинтересованной в гуманизации общественной жизни. Выбор авторитарных форм управления сопрягается с антизападным курсом во внешней политике, выбор в пользу демократических институтов будет явным образом способствовать интеграции России в сообщество развитых государств. И наконец, в-третьих, это выбор между «сырьевой» моделью экономического развития и моделью, базирующейся на развитии высоких технологий, задействовании в полном объеме интеллектуальных и личностных ресурсов населения. «Сырьевая» модель может быть основой инерционного сценария или сценария редукции социальных ресурсов, «высокотехнологичная» модель предполагает прорывы в целом ряде областей, и прежде всего в области социальных отношений, бережное отношение к институтам, обеспечивающим воспроизводство и приращение культурного капитала.

Если действие негативных факторов в долгосрочной перспективе будет нейтрализовано, в этом случае будет нарастать число регионов с ядрами модернизации, «фрагментарные» прорывы отдельных регионов получат возможность превратиться в системные позитивные перемены в социальной сфере. При этом не исключается реализация редукционных сценариев, но их пространство значительно сужается, хотя и не исчезает полностью, что будет особенно хорошо видно на региональных прогнозных вариантах (см. приложение). Инерционные сценарии также имеют высокую вероятность реализации, однако их характер претерпевает существенную внутреннюю перестройку и они из сценариев, тяготеющих к редукции, превращаются в сценарии, тяготеющие к поступательному развитию. Как и в среднесрочной перспективе, мы не будем иметь одинаковой социальной картины, однако в целом социальные процессы будут стремиться к выравниванию, достичь которого в долгосрочной перспективе вряд ли все равно удастся, учитывая географическую протяженность и социально-экономическую дифференциацию.

Учитывая, что варианты инерционных и редукционных сценариев были подробно описаны в среднесрочной и краткосрочной перспективе, здесь мы опишем более подробно те варианты тех или иных сценариев, которые будут иметь специфику в долгосрочной перспективе.

Демография. В области демографической реализация инерционного, редукционного и даже оптимистического вариантов сохраняется.

Численность населения в рамках инерционного сценария, наиболее вероятного, уменьшается несколько меньшими темпами, особенно в старших возрастах. Сложится ситуация, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е годы.

 Инерционный вариант предполагает, что первоначальный рост рождаемости постепенно замедлится, а среднероссийский уровень суммарного коэффициента рождаемости возрастет незначительно и стабилизируется на уровне, не обеспечивающем простое воспроизводство населения (1,59 рождения на 1 женщину к 2020 г. и 1,64 к 2025 г. [1]).

Коэффициент рождаемости будет несколько выше, чем в настоящее время, а смертность ниже.

Доля лиц трудоспособных возрастов будет снижаться. Поскольку численность мужчин к концу прогнозного периода по всем вариантам снизится более ощутимо, чем численность женщин, половая структура несколько ухудшится.

Все более популярным среди всех слоев населения становится здоровый образ жизни. Относительное улучшение состояния здравоохранения также будет способствовать повышению ожидаемой продолжительности жизни до 67,4 года, в том числе 61,1 года – мужчин и 74,2 года — женщин (которая, тем не менее, не будет превышать в большинстве регионов соответствующую величину по стагнационному сценарию). Продолжится процесс старения населения. На каждые 1000 жителей в трудоспособном возрасте будет приходиться к концу периода 789 лиц в нетрудоспособном возрасте[2].

По данному сценарию начинает действовать стратегический план преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

Ожидается существенное увеличение притока иммигрантов (сальдо возрастет с
255 тыс. человек в 2015 г. до 430 тыс. человек в 2020 г.). При этом 80% прироста сконцентрируется в ЦФО[3].

Сохраняются значительные различия в динамике населения и трудовых ресурсов различных регионов страны, а также внутрирегиональные различия в режимах рождаемости и смертности населения.

Улучшится структура занятости в связи с развитием инновационных изменений в экономике, произойдет сближение уровней общей и регистрируемой безработицы. Останется неизменной безработица в среде молодежи, по-прежнему экономика будет испытывать дефицит рабочих кадров.

В рамках редукционного сценария процесс депопуляции ускоряется: численность населения России может снизиться в 2015—2020 гг. на 5,4 млн человек[4]. Уменьшение численности населения будет идти при практически неизменных коэффициентах рождаемости и смертности[5], ожидаемая продолжительность жизни вырастет незначительно.

Доля лиц трудоспособных возрастов будет снижаться. Численность мужчин снизится более ощутимо, чем численность женщин.

Качество услуг здравоохранения незначительно повысится, однако образ жизни и отношение россиян к собственному здоровью не претерпит существенных изменений.

Миграционная политика не будет стимулировать приток иностранных граждан, иммиграция стабилизируется на относительно низком уровне (сальдо составит 240—245 тыс. человек ежегодно).

Возрастет дифференциация темпов изменения численности населения и трудовых ресурсов различных регионов. Ускоренными темпами идет процесс депопуляции сельской местности и периферийных территорий субъектов Федерации.

Возрастет коэффициент демографической нагрузки: в отдельных регионах на каждого жителя в трудоспособном возрасте будет приходиться один нетрудоспособный. Углубится структурная безработица в связи с продолжающимся отмиранием ряда массовых профессий промышленного комплекса, а также слабой мобильностью населения.

Негативное влияние на состояние рынка труда будет оказывать демографическая ситуация, прежде всего снижение численности населения трудоспособного возраста, экономически активного населения, отъезд за пределы большинства регионов молодых, квалифицированных кадров и, как следствие, нехватка трудовых ресурсов. В отдельных регионах (Томская обл.) реальна угроза деградации рынка труда и резкого оттока трудоспособного населения, разрастания депрессивных зон.

В рамках сценария поступательного развития в демографии произойдут революционные изменения: повысившийся коэффициент рождаемости и снизившийся коэффициент смертности сравняются в прогнозируемом периоде[6]. Особо существенно сократится смертность в младенческом и трудоспособном возрасте. Однако вследствие неблагоприятной возрастной структуры депопуляция в большинстве регионах продолжится, хотя и в меньших масштабах, чем по предыдущим сценариям (в Свердловской области, например, сокращение численности населения в 2015—2020 гг. составит 3,0%)[7].

Доля лиц трудоспособных возрастов будет снижаться[8]. (Численность мужчин снизится более ощутимо, чем численность женщин.) Продолжится процесс старения населения, способствующий повышению демографической нагрузки на трудоспособное население.

Кардинально изменится отношение всех слоев населения к собственному здоровью, здоровому образу жизни. Существенное преобразование сферы здравоохранения и повышение ее эффективности также будут способствовать тому, что ожидаемая про-должительность жизни будет постепенно возрастать и превысит 70 лет.

Согласно инновационному сценарию уровень рождаемости (при плавном росте суммарного коэффициента рождаемости) не будет обеспечивать простого воспроизводства населения при том, что данный вариант предполагает в качестве условия реализации рост экономической активности, повышение уровня и качества жизни.

Ожидается реализация стратегического плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

Повысится эффективность иммиграционной политики и политики натурализации, что вызовет взрывной рост иммиграции: сальдо миграционного прироста в 2015—2020 гг. превысит 4,1 млн человек, увеличившись с 475 тыс. человек в 2015 г. до 836 тыс. человек в 2020 г.[9]. Уменьшится межрегиональная дифференциация в динамике населения и трудовых ресурсов, а также внутрирегиональные различия в режимах рождаемости и смертности населения.

Снизится сегментация рынка труда по территориальному признаку. На рынке труда повысится доля лиц с высоким уровнем образования вследствие проведения реформы образования. Ситуация на сельском рынке труда стабилизируется за счет развития малого бизнеса, но уровень реальной безработицы может остаться более высоким, чем в городах.

 

Рынок труда и социальная структура.

В долгосрочной перспективе можно ожидать различные варианты эволюции социальной структуры российского общества.

Сценарий редукции социальных ресурсов предполагает консервацию нынешних форм неравенства. Общая численность среднего класса будет расти, хотя и медленно, явно недостаточно для того, чтобы к 2020 г. он составил большинство населения. К этой дате он составит 36 — 37% населения и будет концентрироваться в нескольких наиболее крупных российских мегаполисах – Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге. Доля периферийных слоев среднего класса составит также около 40%, доля бедных и околобедных – 20 — 25%. Сценарий редукции неизбежно предполагает авторитарные формы управления обществом, контроль государства над СМИ, оправдывающих существующий застой «враждебным окружением», конфликтом со странами-соседями. Этот сценарий неизбежно приведет к консервации низкой рождаемости и высокой смертности населения, а значит, к более активному притоку мигрантов, имеющих невысокое образование, низкий уровень квалификации.

Инерционный сценарий, представляющийся более вероятным, включает в себя более динамичное развитие крупных российских городов, не только столиц. Этот вариант открывает возможности для существенного влияния «ядер модернизации», каковыми выступят большие города на сопряженные с ними территории. Крепнущие взаимосвязи между развивающимися городами будут способствовать возникновению сетевых оснований развития. Сеть развития будет стимулировать позитивные изменения в периферийных по отношению к большим городам территориях. Притом, что основной моделью экономического развития останется «сырьевая», сетевой эффект развития вызовет к жизни новые прогрессивные производства. Средний класс составит в этом случае 43 — 45% населения, слои, примыкающие к среднему классу, — 20%. Доля бедных и околобедных слоев снизится до 15 — 17%. Миграционные потоки в Россию вырастут, в них будут доминировать люди тех профессий, в которых будет нуждаться российский рынок труда, – низкоквалифицированные рабочие и квалифицированный персонал будут представлены в них равными пропорциями.

Сценарий «поступательного развития», предполагающий прорыв, приведет к росту среднего класса, который составит 50% населения страны, доля периферии среднего класса станет равной примерно 30%. В населении увеличится прослойка профессионалов, именно квалификация, компетенция станут основой для достижения более высокого уровня жизни. Доля бедных и околобедных слоев снизится до 10%. В этой категории останутся нетрудоспособные социальные группы, и прежде всего пенсионеры, живущие в сельской местности в центральной или северной частях страны. Сценарий прорыва обеспечит сокращение смертности и увеличение средней продолжительности жизни до 70 лет. Рождаемость повысится, хотя и не до величин, обеспечивающих воспроизводство населения. Акцент на высокие технологии сделает необязательным пополнение населения за счет миграции. Мигрантов станет больше, это неизбежно в условиях, когда растет уровень жизни, но отбор кандидатов на российское гражданство будет более жестким. В нем будут учитывать способность человека развиваться в личностном плане, вносить вклад в развитие современных технологий.

 

Социальные отрасли, социальная политика и гражданское общество.

Долгосрочный прогноз развития данных направлений видится экспертам более оптимистично, нежели прогноз среднесрочный. Спектр возможных сценариев, характерных для этого временнóго отрезка, включает в себя инерционные сценарии с модернизационными элементами (см. Краткосрочный прогноз) и сценарий «Спираль поступательного развития», который может быть реализован как по либеральному, так и по социально ориентированному варианту.

 Накопление позитивных тенденций в рамках данного сценария к концу прогнозного периода может привести к реализации наиболее благоприятного варианта данного сценария, который условно экспертами обозначается как «Бросок в модернизацию» (Тихонова, 2006). Однако сценарий «Бросок в модернизацию», как полагают эксперты, не может осуществиться без латентного накопления позитивных социальных изменений на протяжении 5—10 предшествующих лет, именно поэтому его реализация или не реализация будет зависеть от того, как пройдены предшествующие этому периоду годы.

Развитие ситуации по сценарию «Спираль поступательного развития» с выходом на сценарий «Бросок в модернизацию» будет характерно для регионов с опережающими темпами социально-экономического развития, которые обладают диверсифицированной экономикой или сырьевыми ресурсами (Свердловская, Самарская, Тюменская области, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Краснодарский и Пермский края, Республики Татарстан и Якутия и др.), в то время как более слабые в ресурсном отношении регионы с большой долей вероятности к этому периоду только подойдут к начальному этапу данного сценария, постепенно вырастая из инерционного сценария с модернизационными элементами.

Следование по либеральному или социально ориентированному типу сценария «Спираль поступательного развития» будет во многом определяться не только объемом ресурсной базы, но и стратегиями элит, их стремлением мобилизовать региональные ресурсы с целью достижения необходимых результатов.

Спираль поступательного развития – либеральный вариант, (см. Среднесрочный прогноз) будет характерен в долгосрочной перспективе для тех регионов, которые обладают меньшей ресурсной базой, но имеют желание и возможность рационализировать потоки социальной поддержки населения, рационализировать социальную политику в целом. Такой вариант, возможно, будет реализован в тех регионах, где исполнительная власть будет иметь поддержку населения на фоне лояльной и неконфликтной законодательной власти (Ярославская, Пензенская, Ивановская области и др.).

Спираль поступательного развития социально ориентированный вариант. Реализация данного сценария вероятна в том случае, если будет существенно увеличена налоговая база, а следовательно, расширены ресурсы, вкладываемые в социальную сферу. Это позволит реализовывать социально ориентированную модель социальной политики в первую очередь в богатых регионах.

Массовые установки социальных групп на достижение социальной справедливости будут в наибольшей степени удовлетворяться региональными элитами. Бизнес будет ориентирован на поддержку не только самых бедных слоев населения, но также тех, кто «балансирует» на черте бедности.

Будет поставлена цель – сделать объектом социальной поддержки всех российских граждан, чей прожиточный минимум ниже специально установленной границы, за которой расположены слабообеспеченные слои населения

Будет наблюдаться существенное уменьшение разрыва между ожиданиями населения и проводимой СП, хотя полного совпадения стратегий элит и ожиданий различных социальных групп достичь к 2020 г. вряд ли удастся. Уровень доверия населения к власти перейдет на новый качественный уровень.

Гражданское общество будет представлено развитыми институтами, относительно независимыми от персональных стратегий представителей власти и лидеров организаций гражданского общества. Социальное партнерство между НКО, властью и бизнесом получит дальнейшее развитие.

Реализация или не реализация сценария «Спираль поступательного развития» в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, какой тип сценария реализовался на предыдущем этапе.

Наиболее вероятными регионами, где этот сценарий может быть реализован, будут являться территории с высокой ресурсной базой (Тюменская, Свердловская области, Пермский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО), которая должна быть дополнена усилиями политической и экономической элиты, направленными на обеспечение хорошей налоговой базы, с помощью которой может стать работающим в долгосрочной перспективе социально ориентированный вариант данного сценария.

 

Идентификационные процессы.

На этот период в сфере интеграционных процессов возможен сценарий поступательного развития. Он будет зависеть от развития экономики и политического строя в обществе. Однако для него есть шанс. Он будет связан с тем, что уйдет поколение, основной жизненный путь которых складывался в советском прошлом и которое перенесло кризис идентичности в 90-е годы. Основными группами населения будут теперешние «молодые», а они, как мы видели, чаще имеют модернистские установки. Среди них больше успешных – более половины, а в «ядрах» модернизации – Свердловской, Томской областях их до 60% и выше. В тенденции они чаще солидаризируются с людьми, разделяющими европейские ценности, считают, что мы скорее выиграли от реформ, хотели бы видеть Россию демократическим государством, построенном на принципе экономической свободы. Это отнюдь не какой-то «розовый сценарий», он означает несомненное развитие. Но вместе с тем тогда активной силой будут люди, которые хотят видеть Россию «сильной державой, вызывающей трепет у других государств и уважение с их стороны» (сейчас их в молодых возрастах около 40% против 20—30% среди тех, кто старше 50 лет). Среди них вдвое больше людей, чем среди старшего поколения, желающих видеть наше государство, основанное на национальных традициях, на идеалах возрожденного православия, вполне в духе идей, высказанных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию. Среди молодых совсем мало тех, кто поддержал бы усиление контроля за деятельностью СМИ (4%), но контроль за прибытием иностранных мигрантов поддержат. Тенденция прагматического отношения к жизни укрепится, несмотря на нынешние призывы к духовности и укреплению моральных ценностей.

Таким образом, этот сценарий не безоблачной жизни, а достаточно жесткой и прагматичной, но с ориентацией на успех, достижения, которая будет интегрировать общество через признание его рациональности. Это сильная идентичность, идентичность развития, но жестких норм.

При развитии сценария инерционного развития будут наблюдаться те же тенденции, что и при поступательном развитии, но останется место для идей социальной справедливости. Будет расти доля людей, считающих, что следует заботиться о правах меньшинств. Сейчас эти идеи поддерживают в некоторых регионах около 40% или чуть более (хотя в целом чуть более 50%), но среди молодежи в регионах – «ядрах» модернизации свыше 60%. И в то же время против приема мигрантов доминирующее большинство и в этих регионах. Таким образом, инерционный сценарий надо оценить как возможный при балансировании в нем модернизационных и традиционалистских сценариев.

***

Чем больший временнóй отрезок отделяет нас от настоящего, тем больше хочется верить, что нас ждут впереди позитивные перемены. Может быть, именно эта установка отразилась на вариантах предлагаемых сценариев в долгосрочной перспективе, которые приобрели заметную позитивную окраску. Однако особенностью российской ситуации продолжает оставаться то, что ни один из вариантов развития событий в России не может исключать самых неблагоприятных тенденций. Россия остается зависимой от индивидуальных стратегий политических игроков и от экономической конъюнктуры. Скорость изживания от этих зависимостей предопределит в будущем характер социальных перемен, которые, будем надеяться, будут иметь позитивный, а не негативный характер.

 

[1] Прогноз Росстата, средний  вариант. (Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года, с.102.) Инерционный вариант для Воронежской области предполагает, что рост рождаемости постепенно замедлится, а ее уровень стабилизируется на отметке 1,4 рождения на 1 женщину.

[2] В ряде регионов, таких, как Рязанская, Тамбовская, Новгородская, Пензенская, Ульяновская, Курганская области, их численность будет превышать 870  человек. (Прогноз Росстата, средний вариант. (Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года, с.80—82.)

[3] Прогноз Росстата, средний  вариант (Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года, с.116.)

[4] Прогноз Росстата, низкий вариант.  (Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года, с.8.)

[5] Для Воронежской области, например, возможна стабилизация коэффициента рождаемости на уровне  8,7 родившихся на 1000 человек населения, а коэффициента  смертности — 17,0 промилле.

[6] Коэффициент рождаемости в Воронежской области составит 11,0 родившихся на 1000 человек населения, коэффициент смертности — 11,0 умерших на 1000 человек населения.

[7] По прогнозу Росстата, численность населения России может возрасти в 2015—2020 гг. за счет иммиграции, компенсирующей продолжающуюся естественную убыль населения. (Высокий вариант,  Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года, с.8.)

[8] В Свердловской области сокращение численности населения в трудоспособном возрасте составит 6,5% в 2015—2020 гг.

[9] Прогноз Росстата, высокий  вариант. (Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года, с.8.)

 
 <<назад          

оглавление

>> дальше