ИНАБ Выпуск №4 / 2008

ИНАБ Выпуск №4 / 2008

 

                       

оглавление

>> дальше

Введение

 Обучение россиян за рубежом получило в последние годы широкое распространение. Нередко начинают учиться за границей еще в школьном возрасте в средних учебных заведениях, гораздо чаще получают образование по программам самых разных сроков студенты высших учебных заведений, едут молодые специалисты на постуниверситетское обучение (степень магистра, PhD) и различного рода стажировки, курсы и т.п. Сложился целый сегмент в сфере услуг, занимающийся подготовкой и направлением молодежи на учебу за границу, в высшей школе появились специальные институции, координирующие международные образовательные программы и организующие учебу в рамках межвузовского студенческого обмена.

Весь этот процесс остается не охваченным сколько-нибудь полной статистикой. Важный аспект жизненного опыта довольно массовой теперь категории молодежи – отъезд за рубеж для получения профессионального образования и возвращение на родину с последующим продолжением обучения или началом/продолжением трудовой деятельности – до сих пор не подвергался разностороннему научному рассмотрению и описанию. Никто также не задавался вопросом о результативности такого рода обучения.

Задача данного исследования[1] состояла в изучении влияния, которое оказывает обучение за рубежом на формирование социальных норм и правил в ходе современной глобализации. Другими словами, нас интересовала не результативность непосредственно учебы, усвоения специальных знаний, прохождения сквозь формальные институты системы образования. Предметом исследования являлись, прежде всего, социокультурные образцы, институциональные нормы, заимствуемые молодыми людьми во время их пребывания с учебными целями за границей. Феномен получения образования на Западе интересовал нас, прежде всего, как механизм трансляции социокультурных и институциональных образцов и норм, воспринимаемых в стране пребывания и так или иначе переносимых по возвращении на родину. Мы рассматривали и процесс усвоения новых институциональных, культурных, поведенческих практик, и возникающие в результате изменения в мировоззрении акторов, их повседневном поведении, трудовой этике, образе жизни, и воздействие опыта обучения за рубежом на траекторию жизненной карьеры. Тем самым мы приближаемся к пониманию эффективности образования за рубежом с точки зрения восприятия его получателями социокультурных, институциональных норм и образцов, их воспроизводства в течение дальнейшей жизни в России.

 

[1] Использовались материалы выполненного авторами социологического исследования «Эффективность практики получения образования за рубежом», которое осуществлялось в рамках проекта «Россия в глобальном мире: воздействие западных институциональных и социокультурных образцов на социальные процессы в России» (ГУГН, 2006–2007).

                       

оглавление

>> дальше