Доклад Г.В. Осипова. «Возрождение социологии в России»

Доклад Г.В. Осипова. «Возрождение социологии в России»

26 марта 2008 г.

Г.В.Осипов – академик РАН
Доклад на юбилейной сессии РАН

ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

Уважаемые коллеги! Сегодня мы торжественно отмечаем очень важные для отечественной социологии даты – 50-летие со времени основания Советской Социологической Ассоциации и 40-летие создания в стране первого социологического института.

Заслуга советских ученых-социологов второй половины ХХ века перед российским обществом и государством состоит в том, что в условиях жесткого коммунистического режима им удалось создать систему социологического знания,  добиться признания социологии как науки, преодолев сопротивление философов-марксистов и безраздельно господствовавшей в СССР, хорошо отлаженной машины партийной, государственной и идеологической власти.

В название своего доклада в качестве ключевого понятия  я вынес слово «возрождение» – чтобы еще раз напомнить, что социологическая наука в России знавала достойные светлые времена, сменившиеся затем периодом умолчания и запрета. Отечественная социология дореволюционного периода развивалась в рамках общемирового процесса наравне с ведущими национальными социологическими школами Европы и США. «Русский период» отечественной социологии еще не изучен в должной мере не только за рубежами страны, но и в самом Отечестве. Вместе с тем, это очень плодотворный и содержательный отрезок исторического времени, сконцентрировавший значимые открытия в области философии, истории и формирующихся социальных наук.

Первые публикации по проблемам социологии и социологических исследований в России относятся к 1860-м годам. Открывает серию этих публикаций конкретное социологическое исследование Василия Васильевича Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России: наблюдения и исследования» (1869).

В это же время выходят в свет труды других крупных социальных мыслителей –  Н.Я.Данилевского, И.Лаврова, Н.К.Михайловского, П.Н.Ткачева и др.

Институционализация социологии в России произошла в 1907 г., когда состоялось открытие частного Психоневрологического института и была организована первая кафедра социологии, которую возглавили крупнейшие ученые Максим Максимович Ковалевский и Евгений Валентинович Де Роберти. Здесь же учился и будущий российский и американский социолог – Питирим Александрович Сорокин.

К моменту институционализации социологии в России было опубликовано 1225 научных трудов по проблемам социологического знания, многие из которых являются классическими и сохранили свою научную ценность до наших дней.

Имена русских социологов – основоположников отечественной социологии Максима Ковалевского, Николая Данилевского, Николая Михайловского, Михаила Туган-Барановского, Евгения Де Роберти, Александра Лаппо-Данилевского, Сергея Южакова и многих других с тех пор вписаны в анналы мировой социологии.

В первые годы после октябрьского переворота продолжились некоторые позитивные тенденции в развитии отечественной социологии, связанные с именами  Питирима Александровича Сорокина и Константина Михайловича Тахтарева.

В 1919-1920 г. в Петроградском государственном университете открывается первый в России факультет общественных наук с кафедрой социологии во главе с П. Сорокиным, где активную преподавательскую работу ведет К.М.Тахтарев.

Возобновляет свою деятельность (возникшее в 1916 г.) социологическое общество им. М.Ковалевского. Председателем его, после смерти в 1919 году Лаппо-Данилевского, стал Николай Иванович Кареев.

Но в начале 20-х годов ситуация меняется. В 1922 году за пределы страны было выслано около 160 деятелей науки и культуры, среди них многие выдающиеся философы и социологи –  в том числе П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк и многие другие. Многие крупные ученые и профессора были уволены из Петроградского университета, в их числе – Ник. Иван. Кареев.

В это же время известный деятель ВКП(б), впоследствии действительный член АН СССР, Николай Иванович Бухарин публикует монографию под названием «Теория исторического материализма: популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.), в которой исторический материализм отождествлялся с марксистской социологией и провозглашается единственно научной социологией. Издание монографии Н.И.Бухарина и его последователей (Оранского С.А. и других) явилось первым шагом к отрицанию всего предшествующего наследия отечественной социологии с позиций марксизма.

Но, несмотря на все это, социология какое-то время сохраняла свой гражданский и научный статус в российском обществе. Социологическая тематика в середине 20-х годов продолжала  разрабатываться в исследовательских и учебных учреждениях промарксистской ориентации, таких как  Институт красной профессуры  Коммунистическoй академии.

С выходом в свет работы И.Сталина «О диалектическом и историческом материализме» исторический материализм был возвращен в лоно философского знания, а социологическое знание даже в форме исторического материализма, как знание нефилософское, было «упразднено». С этих пор теория и методология, понятийный аппарат «науки об обществе» стали рассматриваться на крайне абстрактном философском уровне, с позиций диалектического и исторического материализма (И.Луппол, М.Митин, Ф.Константинов и др.).

На социологические методы исследования общества, изучение конкретных процессов и явлений социальной жизни и на само понятие «социология» был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.

Эта позиция была  формализована в 1929 г. в ходе  дискуссии по проблемам философии и социологии в Институте философии Коммунистической академии, на которой был сделан категорический вывод: «социология – это лженаука, выдуманная французским реакционером Огюстом Контом, само слово «социология» не должно использоваться в марксисткой литературе. Более чем на два десятилетия развитие отечественной социологии было остановлено.

Во второй половине 50-х гг. догматическое теоретизирование вокруг основополагающих законов диалектического и исторического материализма ввергло общественные науки страны в глубокий идейный кризис. Начались лихорадочные поиски выхода из кризиса, с тем, чтобы облечь абстрактные конструкции и схемы марксистско-ленинской философии и научного коммунизма в плоть и кровь конкретного знания.

Первые изменения со стороны партийных структур в отношении к конкретным социальным исследованиям– стали происходить в конце 50-х – начале 60-х годов.

В 1955 г. вышло постановление Президиума ЦК КПСС, разрешившее советским ученым участвовать в III Всемирном социологическом конгрессе в Голландии. (Молодежь сейчас уже не сможет понять того, что для участия в социологическом конгрессе необходимо было   специальное Постановление Президиума ЦК КПСС).

Участие в Конгрессе инициировало обсуждение вопроса о создании Советской социологической ассоциации и вступлении советских ученых в Международную социологическую ассоциацию.

Важным этапом на этом пути стало проведение в 1957 г. в Москве Международного совещания социологов по вопросу о мирном сосуществовании. В совещании приняли участие крупнейшие социологи мира  – Р.Арон, Ж.Фридман, А.Холландер, Э.Хьюз, Х.Шельски, Т.Боттомор. Трудно сейчас оценить, насколько значимым стало это событие для возрождающейся советской социологии.

В это же время  в журнале «Вопросы философии» (1957, №5) была опубликована статьи немецкого экономиста Юргена Кучинского, где впервые говорилось  о социальных законах, как  законах самостоятельной отрасли общественных наук.

Следующая веха – рождение Советской социологической ассоциации.  Днем рождения можно считать 13 июня 1958 г., когда в соответствии с Постановлением Комиссии ЦК КПСС было принято Постановление Президиума АН СССР о ее создании. Председателем ССА был избран Юрий Павлович Францев, его заместителем – Г.В.Осипов (через год я сменил Ю.П.Францева и стал председателем ССА с 1959 по 1972 гг.).

Вопреки ожиданиям партийного руководства, Советская социологическая ассоциация развернула активную деятельность по самым разным проблемам становления и развития социологического знания и его практического применения.

Под эгидой ССА в 1966 г. был организован симпозиум «Опыт проведения конкретных социологических исследований в СССР». Важный вывод по итогам его работ: признание того, что в стране начала складываться «новая» наука, призванная исследовать и предлагать решения назревших социальных проблем советского общества.

В 1967 г. было проведено первое официальное заседание ССА, посвященное применению количественных, в том числе  математических методов в социальных исследованиях. В совещании принял участие лауреат Нобелевской премии, российский ученый академик Леонид Витальевич Канторович.

В рамках ССА стали активными и все более регулярными контакты с зарубежными учеными. Сложились прочные научные связи с крупнейшими западными социологами: Т.Адорно, Р.Кенингом, Г.Хомансом, И.Галтунгом, А.Туреном, Ж.Штёцелем, Т.Парсонсом, Д.Белом, П.Лазарсфельдом, Р.Мертоном и многими другими.

Был создан и успешно функционировал совместный с американскими коллегами Комитет по советско-американским социологическим связям, который возглавляли председатель ССА и Талкот Парсонс. Установились отличные отношения с Институтом общественного мнения Джорджа Гэллопа в Принстоне.

Происходил обмен делегациями. В 1961 г. в Институт философии АН СССР приехала представительная делегация польских социологов во главе с Адамом Шаффом в составе З.Баумана, М.Осовской и других.

Началось серьезное знакомство с опытом зарубежной социологии, в первую очередь – американской. Наибольшее значение для отечественной социологии имело изучение методов формирования выборочной совокупности, структурно-функционального анализа, факторного анализа, применения математических моделей в социологии. По этим отраслям социологического знания были переведены на русский язык лучшие работы зарубежных профессионалов.

За рубежом начал выходить в свет на английском языке периодический журнал «Soviet sociology», в котором публиковались лучшие статьи советских ученых (вышло в свет более 30 номеров). Издавались за рубежом и переводы отдельных трудов советских социологов. Практически это был серьезный прорыв в области становления отечественной социологии.

Следующее знаменательное событие – создание в 1960 г. в Институте философии АН СССР первого в стране научного социологического подразделения под названием «Сектор новых форм труда и быта», его возглавил  – Г.В.Осипов. Сектор располагался в подвале на Писцовой улице.

В том же 1960 г. в Ленинградском государственном университете открылась первая в стране «Социологическая лаборатория» под руководством В.А.Ядова. В ней активно работал Андрей Григорьевич Здравомыслов.

В начале 60-х годов параллельно осуществлялись четыре крупных социологических проекта –  в гг. Свердловске, Горьком, Ленинграде и Молдавии.

Формально первое социологическое исследование (точнее социально-философское) было инициировано группой свердловских ученых, в основном философов (рук. М.Иовчук, Г.Пруденский, М.Руткевич, Л.Коган и др.), с теоретических позиций исторического материализма, с использованием традиционных абстрактно-дедуктивных методов.

Первыми, проведенными с позиций индуктивных методов, с использованием современного социологического инструментария, были исследования московских и ленинградских ученых. Их приоритет в данном случае бесспорен. Московская и ленинградская социологические школы сложились почти одновременно и развивались в сотрудничестве друг с другом.

продолжение >>