Блог Т.З. Адамьянц
Адамьянц Тамара Завеновна, доктор социологических наук, профессор.
Главный научный сотрудник Центр социологии образования, науки и культуры.
Председатель Исследовательского комитета “Социальная коммуникация, социальное участие и интерактивные масс-медиа” Российского общества социологов (РОС).
Сфера научных интересов (ключевые слова) – социальная коммуникация; семиосоциопсихология; социальная диагностика; социально ориентированное проектирование; взаимообращенные процессы в системе “человек-информационная среда”; коммуникативные навыки; интенция; интенциональность; метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа.
Т.З. Адамьянц:
Приветствую всех, кому интересны проблемы социальной коммуникации – той неотъемлемой от человеческого общества сферы деятельности, посредством и благодаря которой происходит общение и взаимодействие людей и которая, бесспорно, оказывает влияние на социально значимые процессы, на становление, социализацию и развитие личности.
В центре нашего внимания, следовательно, во-первых, – печать и телевидение, радио и Интернет (во всяком случае, его значительная часть), то есть средства массовой коммуникации (СМК). В центре нашего внимания, во-вторых, и устные, непосредственные, “живые” формы общения, и различные опосредованные формы коммуникации, имеющие своей целью влияние на социум для упрочения статуса, достижения коммерческого успеха и т.д. В центре нашего внимания, конечно же, и тот многообразный и чудесный мир, который мы называем художественным творчеством.
Круг возможных тем для нашего виртуального общения, следовательно, обширнейший, учитывая особо тот факт, что все перечисленные виды социальной коммуникации постоянно меняются и модифицируются, обогащаясь новыми техническими и технологическими приобретениями и возможностями, ежедневно, ежечасно и ежесекундно “наращивая” свое непосредственное содержание (контент). Подчеркнем, однако, еще раз ракурс нашего анализа: это, прежде всего, те социально значимые процессы, которые возникают в связи с функционированием СМК и социокультурных центров, “встреч” аудитории с тем или иным произведением, автором, публичной личностью, способом и формой общения.
Среди наших “законных” тем – и характерные, качественные особенности современной информационной (шире – социокультурной) среды, и современный человек в этой среде, создающий ее, обращающийся к ней, взаимодействующий с нею и, в конечном счете, неразрывно с нею связанный.
Предлагаю в качестве информационного повода для обсуждения на блоге результаты обработки теста «Процессы памяти», где отражены реакции телезрителей по отношению к звездам телеэкрана, итоги 2008 года.
2025
2024
- 23.10.2024. К вопросу о суверенитете отечественной социальной науки
- 19.02.2024. К проблеме массового развития гармоничной и социально ответственной личности
2023
- 04.11.2023. Ко Дню народного единства 2023 (фрагменты из выступления на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровое общество: социологическое измерение настоящего и будущего, 2-3 ноября 2023»)
- 01.09.2023. Реалии современных образовательных стратегий: запомнить или понять?
2020
- 14.07.2020. Конституция с поправками: новая ответственность для отечественной науки?
- 21.04.2020. Современная информационная среда в лучах коронавируса
- 18.02.2020. И вовсе это не «Док-ток»! (к вопросу о тележанрах…). Эссе
- 10.02.2020. Еще раз о навыках понимания в сфере социальной коммуникации (Эссе)
2019
- 03.10.2019. Критика нечистого разума, или как избавиться от «моды на разночтения»
- 03.06.2019. Заполошные новости
- 29.04.2019. Недетские проблемы детского «Голоса»: взгляд социолога
- 11.03.2019. Современная социокультурная среда как платформа народного вече
- 25.02.2019. «Мильон терзаний», или А. Макаревич в раздражении
- 14.01.2019. Телеэфир-2018: впечатления прошедшего года
2018
- 02.10.2018. Виртуальные Дридзевские чтения (Выдержки из статьи Адамьянц Т.З. Аудитория СМИ как субъект и объект коммуникативных взаимодействий // Человек. 2018. №3. С. 96-107)
- 03.09.2018. Что год учебный нам готовит? (Размышления о ментальных технологиях)
- 27.06.2018. Интенциональность «догоняния» и кому она выгодна (социологический анализ)
- 27.03.2018. Ставка – на искренность и открытость (размышления на злобу дня)
- 14.02.2018. Социологическая публицистика, или невыдуманные истории в «горячее» предвыборное время
- 23.01.2018. Пропаганда в современном социокультурном пространстве, или в чем Соловьев был не прав? (размышления на актуальную тему)
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2017
- 18.12.2017. Молодая интеллигенция России-2017 в свете комплексного многоуровневого изучения (актуальные данные из отчета РФФИ)
- 02.10.2017. О концепциях понимания в коммуникации (Т.М. Дридзе посвящается)
- 03.02.2017. Станет ли современный вуз центром социоментального развития? (Навстречу Сорокинским чтениям-2017: «Университет в глобальном мире: новый статус и миссия»)
- 16.01.2017. Новогоднее шоу: зачем и для кого?
- 11.01.2017. «Мысль народная» против деструктивных смыслов (На пороге 2017 года)
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2016
- 16.08.2016. Интенциональные нюансы идеи справедливости в современном социокультурном пространстве (Навстречу Пятому Всероссийскому социологическому конгрессу)
- 20.06.2016. Современная молодежь России в зеркале социологии (по мотивам и впечатлениям от Ежегодной научной конференции ИС РАН)
- 29.03.2016. Роль концепций понимания в коммуникации в ситуациях информационных войн и «двойных стандартов». (По мотивам выступления на Ядовском семинаре 28 марта 2016)
- 15.03.2016. Как продолжить то, что начинал Б.А. Грушин ( к Шестой Грушинской конференции)
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2015
- 21.12.2015. Итоги и впечатления 2015 года, или размышления о том, к чему обязывает статус ученого?
- 30.10.2015. Коммуникативные механизмы двойных стандартов (по мотивам выступления на конференции «Диагностика власти и управления: коммуникативные механизмы и «двойные стандарты»; XV Дридзевские чтения)
- 13.10.2015 г. Информировать или развивать навыки понимания? (заметки к Круглому столу «Российское образование сегодня» и Дню учителя)
- 01.10.2015 г. Смысловые константы как гаранты стабильности и устойчивости, или еще раз о взаимосвязи между научными концепциями и реальными процессами
- 20.01.2015 г. Война смыслов: впечатления прошедшего года. Эссе
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2014
- 01.10.2014 г. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания (статья приурочена к дню рождения Тамары Моисеевны Дридзе, 2 октября 1930 г.)
- 11.06.2014 г. Почему возможны «двойные стандарты»?
- 07.05.2014 г. Донбасс сегодня: мои жизненные наблюдения (Эссе)
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2013
- 25.12.2013 г. Человек в социокультурной среде (Наблюдения 2013 года)
- 17.07.2013 г. Влияние современной социокультурной среды на духовное и физическое здоровье общества (Материалы к Круглому столу «Здоровая социокультурная среда как составляющая духовного и физического здоровья общества»)
- 03.06.2013 г. Нужно ли учить пониманию, или о мотивационно-целевых особенностях заданий ЕГЭ по литературе (продолжение)
- 21.05.2013 г. Нужно ли учить пониманию, или о мотивационно-целевых особенностях заданий ЕГЭ по литературе
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2012
- 19.12. 2012 г. Накануне 21 декабря. Аналитическое эссе
- 12.09.2012 г. Агент или не агент? Автор, исходя из положений теории социальной коммуникации, комментирует некоторые из высказываемых мнений и аргументов по поводу внесенного в Госдуму законопроекта о признании иностранными агентами СМИ, финансируемые из-за рубежа.
- 27.08.2012 г. Знакомьтесь: новый сайт! Понимание и взаимопонимание www.adamiant.isras.ru
- 15.02.2012 г. Общественный телеканал или «Телевидение для общества»?
- 09.01.2012 г. Коммуникативные механизмы современных социальных процессов: впечатления 2011 года
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2011
- 23.08.2011 г. Толерантность: нейтральность или определенность?
- 27.04.2011 г. Кто эти люди? (Вариант ответа В.А. Ядову)
- 03.01.2011 г. Человек – социокультурная среда: итоги 2010 года
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2010
- 29.07.2010 г. Социальный исследователь в информационном пространстве этносоциальных проблем (Тезисы к Всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы», 1-3 ноября 2010 г.)
- 27.02.2010 г. К проблеме эффективности научной коммуникации (на примере диссертации Д. Куракина)
- 04.02.2010 г. Современная молодежь: представления о действительности и уровень развития коммуникативных навыков
- 25.01.2010 г. К проблеме типологической идентификации СМК. Тезисы к Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2009 году. Трансформация СМИ в современном мире». МГУ, ф-т журналистики, 9-11 февраля 2010 г.
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога
2009
- 22.11.2009 г. К проблеме фундаментализации журналистского образования. Тезисы к Всероссийской научной конференции «Информационное общество и журналистское образование: социокультурные парадигмы XXI века»
- 03.11.2009 г. Влияние современной социокультурной среды на представления подрастающего поколения в сфере нравственности. Тезисы к "Сорокинским чтениям"
- 18.10. 2009 г. На пути к высокому уровню коммуникативных навыков. Тезисы к конференции "Образование и общество"
- 15.10.2009 г. Социальная наука и коммуникативные практики: опыт рекомендательного участия. Заявка на участие в IV Ковалевских чтениях
- 12.09.2009 г. Образование как коммуникация. Анонс. Приглашаем принять участие в работе секции «Образование как коммуникация»
- 06.04.2009. Реплика на статью «О коммуникативных навыках современных детей»
- 18.02.2009. О коммуникативных навыках современных детей. Статья знакомит с результатами исследовательских работ за 2008 год по проекту РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности социокультурной среды» (№ 08-06-00487-а). Основной целью проекта является поиск путей и способов развития коммуникативных навыков личности, характеризующих способность людей адекватно, без смысловых искажений, понимать коммуникатора, а, следовательно, и друг друга при общении и взаимодействии. Основной исследовательский метод - метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа, а также социально-диагностические технологии, разработанные в рамках семиосоциопсихологической парадигмы.
- 11.01.2009. ТЕЛЕРЕЙТИНГИ – итоги 2008 г. Забыться и забыть?. В конце 2008 года, как и в предыдущие годы, специально отобранной группе телезрителей – тех, кто знает и любит телевидение, уделяет общению с экранными собеседниками немало личного времени, был предложен так называемый тест “Процессы памяти”. Надо было вспомнить фамилии телезвезд и, при желании, обозначить свое отношение к тому, кого вспоминаешь, как положительное, так и отрицательное (“нравится” – “не нравится”). Можно было называть и тех людей, которые, в силу каких-либо причин, на телеэкранах уже не появляются, но в памяти остаются... Читать дальше
Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога