Готово ли российское общество к модернизации. Предисловие

Готово ли российское общество к модернизации. Предисловие

Предисловие

Модернизация… Вряд ли в политическом и научно-аналитическом лексиконе последнего времени есть более популярный термин. Это стало очевидным после того, как 12 ноября 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев главной задачей страны назвал осуществление модернизации, связав ее с созданием политически стабильного социально-правового демократического государства с высокотехнологической экономикой и развитой социальной сферой.

Действительно, модернизация имеет судьбоносное значение для выживания России в современном мире. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного общества, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан. Для этого должна быть перестроена основа основ эффективного функционирования общества, а именно, создана социально-экономическая система, способная к саморазвитию и качественному росту.

Что это означает? А это значит, что России, как бы это не было сложно, предстоит пройти через глубокую трансформацию сложившегося за многие десятилетия социального уклада, осуществить переход на новую модель развития, создать эффективную и, что очень важно, диверсифицированную экономику. При этом главная специфика России здесь состоит в необходимости осуществления не одноотраслевой, односферной, социально и политически ограниченной, а в проведении системной модернизации.

А что означает для России системная модернизация? Это качественное обновление общества и по горизонтали, и по вертикали. Оно должно охватывать и все сферы жизнедеятельности, и все уровни организации государственной и общественной жизни. Системная модернизация, определяя судьбу страны, определяет жизненные перспективы всех субъектов РФ и регионов, всех социальных и демографических групп, обеспечивает достойный уровень благополучия семьи и личности.

Вот тут и возникает, как кажется, главный вопрос – насколько совместимы интересы государственной модели модернизации с интересами миллионов тех, кто должен быть задействован в осуществлении данной модели? Возникают и другие, не менее принципиальные вопросы: а насколько предлагаемая модель модернизации российского общества отвечает насущным потребностям наших сограждан, кто может стать активным участником, а кто лишь безучастным свидетелем этого процесса, а может быть даже и его противником?

Поставленные вопросы приобретают особое значение в условиях, когда задача модернизации ставится перед страной в не лучших условиях – в период незавершившегося экономического кризиса, причем не только в России, но и в странах, с которыми она связана тесными финансово-экономическими узами.

Что все это означает в целом для понимания того – как, с кем и  при каких условиях современная модернизация в России может принести успех? На наш взгляд, это означает следующее: наряду с осознанием задач модернизации, поставленных на государственном уровне, безусловно необходимо понять умонастроения самого общества, соотнести, насколько предлагаемая модель модернизации «сверху» отвечает менталитету, интересам, возможностям и способностям населения.

Не в обиду будет сказано относительно других общественных наук, – уяснить степень подобного соответствия (или несоответствия), а в конечном счете, ответить на вопрос: готово ли российское общество к новому на своем историческом пути этапу модернизации, – может в своем прикладном и аналитическом основании, прежде всего, социологическая наука.

Исходя из подобного понимания, Институт социологии РАН инициировал в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ первый общенациональный социологический проект, посвященный проблематике различных аспектов модернизации. В ходе реализации общероссийского социологического исследования ставились следующие основные задачи:

  • Оценить общую ситуацию в стране, в условиях которой предстоит осуществление модернизации;
  • Определить запрос россиян на экономическую и социальную модели развития;
  • Выяснить, как выглядят россияне на фоне нынешнего этапа социокультурной модернизации;
  • Установить, есть ли связь между модернизацией и развитием демократических институтов страны и гражданским участием населения;
  • Оценить, какова культурная составляющая модернизации;
  • Выяснить, кто может стать ведущими субъектами модернизации;
  • Исходя из нынешнего состояния российского самосознания, оценить, приемлем ли для наших сограждан западный путь модернизации.

Исследование проведено в марте–апреле 2010 г. и охватило 1750 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, жителей всех типов поселений и территориально-экономических районов РФ, представляющих основные социально-профессиональные группы населения.

Исследование и подготовка аналитического доклада выполнены рабочей группой ИС РАН в составе: член-корреспондент РАН М.К. Горшков (руководитель, концепция, инструментарий, предисловие, заключение, общая редакция), Н.Е. Тихонова (руководитель, концепция, инструментарий, разделы 3, 4, 8, 10, 11, общая редакция), А.Л. Андреев (раздел 12), В.А. Аникин (раздел 5), Л.Г. Бызов (раздел 6), Н.В. Латова (раздел 11), Ю.П. Лежнина (разделы 8, 9), С.В. Мареева (разделы 1, 2), В.В. Петухов (раздел 6), Н.Н. Седова (раздел 7), .

Консультант – глава Представительства Фонда им. Ф. Эберта в РФ доктор Крумм.
Редактор – Е.Н. Кофанова.
Макетирование – Р.Ю. Зенина.

 Полный текст доклада можно скачать здесь