Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияБрекнер Р.Изображенное тело. Методика анализа фотографии

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Брекнер Р.

Изображенное тело. Методика анализа фотографии


Брекнер Розвита
Венский университет (Вена)
Доктор социологии Венского университетаНаучные интересы: социология гендера, трудовая миграция, биографические исследования, анализ визуального

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. Том. 3. № 4. С. 13-32.

Рубрика:

Теоретические дискурсы и дискуссии

Аннотация:

Эта статья является попыткой представить метод анализа (ре)презентаци гендерно-специфического тела, прежде всего на изображениях. Анализ базируется на теоретическом рассмотрении и концепциях взаимосвязи между изображением L языком, а также изображением и реальностью. Ключевым элементом метода является анализ сегментов, которые выявляются в ходе описания процесса восприятия и выявления формальных элементов конструирования изображения. Интерпретация фокусируется на тематических референциях, вытекающих из специфики визуального феномена. Анализ иллюстрируется фотографией Хельмута Ньютона, широко известного модного фотографа. В данном случае метод предоставляет возможность заглянуть в сексуально детерминированные отношения между телом и гендером. В заключении обобщается специфика (ре)презентации человеческого тела на изображении, в частности, на фотографии.

Литература:

  • Amheim, Rudolf. (1977). Anschauliches Denken. Zur Einheit von Bild und Begriff, Koln: DuMont. English Version (1989) Visual Thinking, University of California Press.
  • Amheim, Rudolf (1984). ‘A Plea for Visual Thinking’, in: Mitchell, W.J.T. (ed.) The Language of Images, Chicago, 171-180.
  • Barthes, Roland. (1986). Die helle Kammer. Bemerkungen zur Photographie, Frankfurt a. M.: Suhrkamp. English version (1982) Camera Lucida. Reflections on Photography, Hill & Wang.
  • Becker, Howard S. (1986.) ‘Do Photographs Tell the Truth?’, in: Ibid.: Doing Things Together, Evanston, 273-292.
  • Belting, Hans. (2001).Bildanthropologie. Entwurfe fureine Bildwissenschaft, Munich: Fink.
  • Berger, J. (1984). Sehen. Das Bild der Welt in der Bilderwelt, Reinbek bei Hamburg:
  • Rowohlt. English version (1985) Ways of Seeing, London: British Broadcasting Corporation.
  • Boehm, Gottfried. (1978). ‘Zu einer Hermeneutik des Bildes’, in: Gadamer, H.-G./Boehm,
  • G. (ed.) Seminar: Die Hermeneutik und die Wissenschaften, Frankfurt/Main: suhrkamp.
  • Boehm, Gottfried. (1994). ‘Die Wiederkehr der Bilder’, in: Ibid, (ed.) Was ist ein Bild?, Munich: Fink, 11-38
  • Bohme, Gemot (1999) Theorie des Bildes, Munich: Fink.
  • Bourdieu, Pierre. (1981). Eine illegitime Kunst. Die sozialen Gebrauchsweisen der Photographie, Frankfurt/Main: Suhrkamp. English version (1989) Photography: a middlebrow art, Cambridge: Polity Press.
  • Coy, Wolfgang. (2002). VisuelleArgumentationen-technischeBilderalsArgumentationsmittel, paper given at the International Research Center for Cultural Studies (IFK), Vienna.
  • Davis, Kathy (ed.) (1997). Embodied Practices. Feminist Perspectives on the Body, London- Sage.
  • Dubois, Philippe. (1990). Der Fotografrsche Akt. Versuch uber ein theoretisches Dispositiv,
  • Amsterdam/Dresden: Verlag der Kunst Eco, Umberto. (1994). Einfuhrung in die Semiotik, Munich: Fink.
  • Englisch, Felicitas. (1991). Bildanalyse in strukturalhermeneutischer Einstellung - Methodische Oberlegungen und Analysebeispiele, in: Garz, D./Kraimer, K. (eds) Qualitativ- empmsche Sozialforschung, Opladen: Westdeutscher Verlag, 133-176.
  • Glaser, Barney G. and Anselm L. Strauss. (1967). The Discovery of Grounded Theory: strategies for Qualitative Research, Aldine.
  • Goffman, Erving. (1981). Geschlecht und Werbung, Frankfurt a. M.: suhrkamp. English ersion (1979) Gender Advertisements, London: Macmillan.
  • Gombrich H/ Julian Hochberg and Max Black. (1977). Kunst, Wahmehmung, Wrklichkeit, Frankfurt a. M.: suhrkamp.
  • Harper, Douglas (2000)-
  • Heinze-Prause, R/Heinze. T.:Kulturwissenschaftliche Hermeneutik. Fallrekonstruktionen
  • Imdahi rdlen: Und Massenkultur, Opladen (Westdeutscher Verlag) 1996.
  • Imdahl. M. Ikonik. Bilder und ihre Anschauung, in: G. Boemh (Hrzg). Was ist ein Bild?, Munich (Fink) 1995, 301-324
  • Imdahl Max. (1963/1980)- Giotto. Arenafresken. Ikonographie, Ikonologie, Ikonik, Munich:
  • Loer, Thomas. (1994)- ‘Werkgestalt und Erfahrungskonstitution’, in: Garz, D. and Kraimer,
  • K. (eds) Die Welt als Text Theone' Kritik und Praxis der Objektiven Hermeneutik, Frankfurt '
  • sunrkamp, 341-382.
  • Lueger, Manfred. (2000). ‘Photographieanalyse’, in: Ibid.: Grundlagen qualitatjv Feldforschung, Wien: UTB, 163-186.
  • Mitchell, W. J. (1990). ‘Was ist ein Bild?’, in: Bohn, V. (ed.) Bildlichkeit. International Beitrage zur Poetik, Frankfurt a.M.: suhrkamp, 17-68.
  • Mitchell, W.J.T. (1994) Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation Chicago: University of Chicago Press.
  • Molcho, S. (1985). Body Speech, St. Martins Press.
  • Miiller-Doohm, S. (1993). Visuelles Verstehen - Konzepte kultursoziologiSCher Bildhermeneutik, in: Jung, T. and Muller-Doohm, S. (eds) “Wrklichkeit" im Deutungsprozeft Verstehen und Methoden in den Kultur- und Sozialwissenschaften, Frankfurt/M.: suhrkamp 438-457.
  • Muller-Doohm, Stefan. (1997). 'Bildinterpretation als struktural-hermeneutische Symbolanalyse’, in: Hitzler, R. and Honer, A. (eds) Sozialwissenschaftliche Hermeneutik Eine Einfuhrung, Opladen: UTB, 81-108.
  • Newton, Helmut, June Newton, Francoise Marquet, Manfred Heiting. (2000a). Helmut Newton: Work, Koln: Taschen.
  • Newton, Helmut. (2000b). Helmut Newton’s Illustrated №1 - №4. Complete Edition, Munich; Schirmer and Mosel
  • Oevermann, Ulrich. (1990). Eugene Delacroix - biographische Konstellation und kunstlerisches Handeln, in: Georg-Buchner-Yearbook 6, 13-58.
  • Panofsky, Erwin. (1975). ‘Ikonographie und Ikonologie’, in: Ibid.: Sinn und Deutung in der Bildenden Kunst, Koln: DuMont Schauberg.
  • Plessner, Helmut. (1982). Mit anderen Augen, Stuttgart: Reclam.
  • Villa, Paula-lrene. (2000). Sexy Bodies. Eine Reise durch den Geschlechtskorper, Opladen Leske+Budrich.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2007. Том. 3. № 4.
>> Архив журнала