Глобалисты-общественники против социального неравенства

Глобалисты-общественники против социального неравенства

1. Большинство политологов и социологов мира полагают, что пандемия и другие глобальные катастрофы ведут к сепаратизму и изоляционизму. Однако эта и другие глобальные катастрофы  одновременно породили противоположный тренд: объединение людей и гражданских организаций всего мира с тем, чтобы сделать этот мир более безопасным и справедливым.

2. Речь, в частности, идет об объединении гражданских организаций всего мира в форме глобальной общественной организации под названием AVAAZ с целью радикального улучшения глобальной экономической, политической и экологической ситуации. «Сделать мир таким, каким мы хотим его видеть», таков главный лозунг этой организации.

3. Является ли создание этой организации современной утопией? Да, на мой взгляд, в известной мере является, что, однако, не противоречит общей исторической тенденции поиска модели более справедливого и безопасного мира. Во всяком случае, все история человечества сопровождалась созданием идеальных моделей будущего.

4. Есть ли у этой международной гражданской организации определенная концептуальная основа? Нет, пока что речь идет только об очередном варианте идеологии более справедливого и безопасного мира. Однако в неопределенном и быстро развивающемся мире, в котором мы все живем, такой устоявшейся концепции просто не может быть. Сегодня все модели и прогнозы предвидимого будущего должны иметь динамический характер.

5. Гражданская организация AVAAZ была создана в 2007 г. по инициативе и усилиями небольшой группы лиц в основном из США, и это нормальный путь развития любой социальной или иной инициативы. То, что сегодня в ее работе, так или иначе, участвует около 50 млн. человек по всему миру, означает, что она занимается насущной для всего мира проблемой. А то, что НПО AVAAZ подвержена риску стать рупором крупного капитала или может быть использована в его интересах, еще не означает, что она превратится в очередной инструмент геополитики США и ЕС.

6. Я – сторонник глобальной экологической концепции, рассматривающей мир, в котором мы живем, как глобальную социобиотехническую экосистему (сокращенно СБТ-систему). Это означает, что чем дальше будет развиваться человеческое сообщество, эксплуатируя природные ресурсы, тем выше риск возникновения рукотворных глобальных катастроф. Человек не может жить только природой нашей планеты, как предполагал Ф. Энгельс. Рано или поздно ее ресурсы не просто истощатся – она перестанет быть саморазвивающейся системой.

7. Показательно, что практически одновременно с НПО AVAAZ развивается концепция «матери-земли», т.е. фактически концепции биосферы, давно созданной В.И. Вернадским, только под другим названием. Эта концепция «матери-земли» «матери-земли» утверждает, что у нее есть свои права и приоритеты. Фактически здесь мы имеем дело с известной идеей (или концепцией) Геи, только под другим названием. Как в этих концепциях связаны их природные и социальные экосистемы пока непонятно.

8. С моей точки зрения, концепция AVAAZ как гражданской инициативы снизу, скоро столкнется с необходимостью ее теоретического обоснования и обеспечения интеллектуальными и материальными ресурсами. НПО AVAAZ не может долго существовать  только на человеческой обеспокоенности и энтузиазме. Во всяком случае, пока дальше обозначения этой глобальной проблемы и желания обеспокоенных людей сделать мир более справедливым, дело не пошло. Напомню инициативу шведской школьницы Греты Тунберг, инициативу, которая как новая звезда быстро вспыхнула на международном небосклоне, но столь же быстро угасла.

9. Тем не менее, идея создания глобального гражданского общества, уже не раз выдвигавшаяся учеными из развитых капиталистических стран (см. работы М. Калдор и других), это вполне здравая идея, но только при условии, если она трансформируется в массовое научно обоснованное социальное движение. Напомню, что помогать отдельным людям и сообществам всегда гораздо легче, приятней и почетней, чем делить непрерывно сокращающийся «пирог» мировых ресурсов. А борьба за передел этого «пирога» идет непрерывно.

10. Тринадцать лет существования AVAAZ – достаточно большой срок, чтобы оценить ее достижения и проблемы. Тем более что в мире было уже много как гражданских, так и государственных  инициатив, которые закончились практически ничем, вспомним хотя бы знаменитый «Киотский протокол». Если, например, сравнить достижения AVAAZ с советским, а затем и международным экологическим движением, то контраст будет еще более разительным. Российское экологическое движение постоянно развивалось и структурировалось, тогда как достижения AVAAZ за эти 13 лет более чем скромны.

11. Пока что AVAAZ – это только пожелания, призывы и отдельные, но весьма скромные успехи. А для развития любого международного гражданского движения нужны идеология, концепция и программа действий, причем изменяющиеся в зависимости динамики глобального целого. Поэтому приходится принимать во внимание мнение тех критиков AVAAZ считающих, что эта организация имеет своей целью «перехват инициативы» силами США, тем более что штаб-квартира AVAAZ находится именно в этой стране. И кто спонсирует ее деятельность?

12. То, что генсек ООН Антонио Гутерриш обещал довести мнение лидеров AVAAZ до международной общественности, это очень малый и весьма неопределенный результат многолетней деятельности этой НПО. Напомню, что с начала 1970-х гг. была масса международных, в том числе экологических, инициатив, которые так и остались на бумаге. При этом нужно учитывать, что большинство инициатив, выдвинутых выдающимися учеными, начиная с середины 1950х гг. (имеется в виду Пагуошская инициатива), равно как и движение за мир во всем мире, тоже остались нереализованными. Возникает принципиальный вопрос: какова роль международного научного сообщества в международных делах: только выдвигать инициативы или участвовать на всех этапах их реализации?

13. К сожалению, в глобальном мире, как уже много веков спустя, господствуют не добрая воля простых граждан мира и не гражданские инициативы, а «право сильного». Если это право имеет своей целью поддержание общепринятого мирового порядка – это одно дело. Но в том-то и проблема, что мир изменяется все быстрее, а, значит, и существующий мировой порядок как социальный институт и его «правила поведения» тоже должны изменяться.

08.07.2020