Рейтинг Яндекс. Новый взгляд

Рейтинг Яндекс. Новый взгляд

Все мы так или иначе оцениваем сайты, одни нам нравятся, и мы любит там бывать, другие избегаем. Какие-то считаем более красивыми, какие-то менее, какие-то удобными, другие нет. Есть полезные для нас сайты и не нужные…

Оцениваем сайты не только мы, но и поисковые машины, к примеру Яндекс. Оценка им необходима для того, чтобы наиболее корректно выдать список сайтов в ответ на наши запросы. Мы все хотим, чтобы Яндекс или другой поисковик быстро показал нам список сайтов, чтобы эти сайты оказались теми самыми, которые нам нужны, полезными и удобными.

Специальные программы-роботы время от времени заходят на все сайты, анализируют их содержание, оценивают по очень многим критериям. Такая оценка нужна не только для поисковика, но и для вебмастера – человека, создавшего и ведущего этот сайт. Она помогает провести свой анализ, найти какие-то ошибки, где-то улучшить дизайн, где-то изменить ссылки, понять, какие решения оказались верными…

В качестве обобщающего критерия оценки сайта Яндекс 20 лет использовал ТИЦ (Тематический Индекс Цитирования), который рассчитывался по числу сайтов, ссылающихся на данный сайт. Критерий понятный – чем больше сайтов ссылаются, тем более полезен сайт, тем интересней, нужнее, информативнее. Это логично, но быстро нашелся способ поднять свой ТИЦ. Ссылки стали продаваться и покупаться. С другой стороны, и сами сайты, и поисковые машины, да и пользователи за 20 лет изменились. Выросли мощности компьютеров, возросла скорость Интернета. Вместе с этим техническим прогрессом развивались и программы-роботы, анализирующие сайты. Они стали фиксировать и анализировать многие события. Вот пример. Кто-то открыл сайт и тут же ушел с него. Можно предположить, что сайт оказался не тем, который ожидал пользователь. Если число таких заходов велико, существенно превышает число «нормальных» заходов, то можно предположить, что с сайтом что-то не то. Возможно, что он по ошибке попал в ответ на запрос пользователя.

Сейчас Яндекс умеет фиксировать и анализировать многие события, такие так:

  • посещаемость сайта
  • дизайн ресурса (удобство навигации по сайту)
  • количество просмотров страниц пользователями
  • время нахождения на сайте читателя
  • уникальность опубликованной информации
  • распространял ли когда-либо ресурс вирусы
  • частота публикаций новых статей
  • актуальность размещённой информации
  • адаптивность сайта к мобильным устройствам
  • количество и качество размещённой рекламы
  • скорость загрузки сайта
  • др.

И вот 31 августа 2018 г. Яндекс официально опубликовал новый индикатор, который считает основным, который пришел на смену ТИЦ. Индикатор назвали ИКС (Индекс Качества Сайта). Название обязывает.

Яндекс так формулирует определение ИКС (см. https://yandex.ru/support/webmaster/site-quality-index.html): «Индекс качества сайта — это показатель того, насколько полезен ваш сайт для пользователей с точки зрения Яндекса.

При расчете индекса качества учитываются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии. Для расчета используются данные сервисов Яндекса. Значение индекса регулярно обновляется.»

Задумка хорошая, насколько она поможет вебмастерам в совершенствовании сайтов и самому Яндексу в формировании адекватных ответов на наши вопросы, покажет время.

Для примера несколько сайтов:

Сайт организации

ТИЦ

ИКС

Российская академия наук (www.ras.ru)

5 200

1 500

НЭБ (www.elibrary.ru)

13 000

6 700

Институт социологии ФНИСЦ РАН (www.isras.ru)

2 800

400

Институт философии РАН www.iphras.ru)

1 700

300

ИМЭМО РАН (www.imemo.ru)

950

300

ИНИОН РАН (www.inion.ru)

2 500

190

Институт всеобщей истории РАН (www.igpran.ru)

350

160

Институт экономики РАН (inecon.org)

210

130