И.Г. Фихте и религия // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 281-287.

И.Г. Фихте и религия // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 281-287.



Иваненко А.А.
И.Г. Фихте и религия // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 281-287.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.28

Размещена на сайте: 10.02.22

Текст статьи.



Ссылка при цитировании:

Иваненко А.А. И.Г. Фихте и религия // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 281-287.
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.28

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей статья освещает вопрос, дискуссии о котором не прекращаются с конца XVIII века, — вопрос об отношении И.Г. Фихте к религии. Предпосылкой корректного по отношению к позиции немецкого мыслителя ответа на данный вопрос является принятие двух выдвинутых в статье методологических установок: приоритета текстов Фихте по наукоучению над текстами его популярных сочинений и подразделение вопроса, стоящего перед данным исследованием, на ряд более частных вопросов, касающихся отдельных аспектов оценки Фихте религии (вопросы о гносеологических возможностях знания и религиозной веры, о соотношении точек зрения наукоучения и религии и о исторической и социальной роли религии по Фихте). В связи с этим в статье выясняется, что в гносеологическом отношении великий идеалист отдает пальму первенства не религии, а наукоучению, как исходящему из непосредственного постижения абсолютного принципа знанию. Далее, точка зрения религии, согласно Фихте, является точкой зрения объективации принципа наукоучения, «дела-действия», или «бытия в чистом акте», и потому — подчиненной по отношению к наукоучению точкой зрения. И наконец, в историческом и социальном плане Фихте рассматривает религию в виде «христианства Иоанна» как форму идеи, сохраняющую свою положительную роль и после открытия истин наукоучения. Предлагаемая вниманию читателей статья освещает вопрос, дискуссии о котором не прекращаются с конца XVIII века, — вопрос об отношении И.Г. Фихте к религии. Предпосылкой корректного по отношению к позиции немецкого мыслителя ответа на данный вопрос является принятие двух выдвинутых в статье методологических установок: приоритета текстов Фихте по наукоучению над текстами его популярных сочинений и подразделение вопроса, стоящего перед данным исследованием, на ряд более частных вопросов, касающихся отдельных аспектов оценки Фихте религии (вопросы о гносеологических возможностях знания и религиозной веры, о соотношении точек зрения наукоучения и религии и о исторической и социальной роли религии по Фихте). В связи с этим в статье выясняется, что в гносеологическом отношении великий идеалист отдает пальму первенства не религии,а наукоучению, как исходящему из непосредственного постижения абсолютного принципа знанию. Далее, точка зрения религии, согласно Фихте, является точкой зрения объективации принципа наукоучения, «дела-действия», или «бытия в чистом акте», и потому — подчиненной по отношению к наукоучению точкой зрения. И наконец, в историческом и социальном плане Фихте рассматривает религию в виде «христианства Иоанна» как форму идеи, сохраняющую свою положительную роль и после открытия истин наукоучения.

Ключевые слова:

и.г. фихте религия классическая немецкая философия абсолютное Я дело-действие j.g. fichte religion classical german philosophy absolute i tat-handlung

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: