Спиноза в ХХ веке: духовность и практика. Отечественный и французский опыт

Спиноза в ХХ веке: духовность и практика. Отечественный и французский опыт



Гашков С.А.
Спиноза в ХХ веке: духовность и практика. Отечественный и французский опыт // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 239-255.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.25

Размещена на сайте: 10.02.22

Текст статьи.



Ссылка при цитировании:

Гашков С.А. Спиноза в ХХ веке: духовность и практика. Отечественный и французский опыт // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 239-255.
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.25

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о своеобразии отечественного и французского подхода к интерпретации спинозизма в их сопоставлении. В дореволюционной отечественной традиции выделяются позиции А.И. Введенского и В.С. Соловьева, их спор об атеизме у Спинозы. В советское время выделяются фигуры В.П. Тугаринова и Э.В. Ильенкова, опиравшихся на спинозизм для обоснования «умного» материализма. Далее подчеркивается, что в формировании французского подхода к Спинозе сыграли значительную роль работы М. Геру, А. Матерона, Ж. Делеза, С. Зака. Отдельно прослеживается интерпретация Спинозы у французских материалистов: Л. Альтюссера и его ближайших учеников, П. Машрэ и Э. Балибара, а также у А. Тозеля. В статье рассматривается вопрос о своеобразии отечественного и французского подхода к интерпретации спинозизма в их сопоставлении. В дореволюционной отечественной традиции выделяются позиции А.И. Введенского и В.С. Соловьева, их спор об атеизме у Спинозы. В советское время выделяются фигуры В.П. Тугаринова и Э.В. Ильенкова, опиравшихся на спинозизм для обоснования «умного» материализма. Далее подчеркивается, что в формировании французского подхода к Спинозе сыграли значительную роль работы М. Геру, А. Матерона, Ж. Делеза, С. Зака. Отдельно прослеживается интерпретация Спинозы у французских материалистов: Л. Альтюссера и его ближайших учеников, П. Машрэи Э. Балибара, а также у А. Тозеля.

Ключевые слова:

спинозизм тугаринов ильенков альтюссер балибар материализм spinozism tugarinov ilyenkov althusser balibar materialism

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: