От рутинной работы до творческой инициативы: как школа и вуз влияют на формирование личностных качеств и умений?

От рутинной работы до творческой инициативы: как школа и вуз влияют на формирование личностных качеств и умений?



Коган Е.А., Пронина Е.И.
От рутинной работы до творческой инициативы: как школа и вуз влияют на формирование личностных качеств и умений? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 118–132.
ISSN 0869-3617
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-118-132
EDN: MLPXWN
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48610806

Размещена на сайте: 14.06.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3761/2114 (дата обращения 14.06.2022)



Ссылка при цитировании:

Коган Е.А., Пронина Е.И. От рутинной работы до творческой инициативы: как школа и вуз влияют на формирование личностных качеств и умений? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 118–132.
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-118-132
EDN: MLPXWN

Аннотация

Школа и вуз как две ступени непрерывного образования оказывают огромное влияние на формирование личности молодого человека. Обучаясь в школе, молодые люди не всегда могут оценить полезность получаемых знаний, умений и формируемых качеств и их применимость в дальнейшей учёбе и жизни. В статье представлены результаты исследо- вания влияния школы и вуза на формирование личностных качеств и умений студентов. Исследование проводилось авторами статьи в 2021–2022 гг. Эмпирическую базу составили результаты исследования, проведённого среди студентов 1–3-х курсов четырёх московских вузов: Московского авиационного института (НИУ), Московского государственного педагогического университета, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и Государственного академического университета гуманитарных наук. В качестве методов исследования использовались анкетный опрос и мини-интервью. Цель исследования – выявить специфику влияния школы и вуза на формирование личностных качеств и умений учащихся московско- го региона. Исследование показало, что в московском регионе школа в наибольшей степени влияет на формирование умений общаться, выполнять рутинную работу и подчиняться правилам, и таких качеств, как дисциплинированность, стрессоустойчивость, приспособляемость, терпимость, в то время как в вузе студенты учатся проявлять инициативу, ставить цели и реализовывать их, отстаивать своё мнение и решать нестандартные задачи, быть независимыми и гибкими. Участники опроса хотели бы, чтобы школа была больше нацелена на развитие творческих способностей учащихся, выработку их собственной позиции, им не хватает практики и интерактива на уроках, а также индивидуального подхода. Тем не менее многие качества и умения, выработанные в школе, пригодились в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова:

личностные качества и умения формирование личности ценности образовательный процесс студенты школьники интерес к учебе успеваемость personal qualities and skills personality formation values educational process students schoolchildren interest in studying academic performance

Рубрики:

Социология образования
Социология личности



Возможно, вам будут интересны другие публикации: