Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея «Следственная тюрьма НКВД»)

Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея «Следственная тюрьма НКВД»)



Митрофанова А.В., Рязанова С.В., Пляйс Я.А.
Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея «Следственная тюрьма НКВД») // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 3-16.
ISSN 2071-6141
DOI: 10.24412/2071-6141-2022-2-3-16
EDN: JECQDR
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48720005

Размещена на сайте: 13.08.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Митрофанова А.В., Рязанова С.В., Пляйс Я.А. Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея «Следственная тюрьма НКВД») // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 3-16.
DOI: 10.24412/2071-6141-2022-2-3-16
EDN: JECQDR

Аннотация

Авторы используют понятие «палимпсест», изначально применявшееся к рукописям на пергаменте, для изучения политики памяти на примере мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» в г. Томске. Задача исследования заключается в выявлении роли палимпсестного характера мест памяти в процессе создания интегральной, укрепляющей общественную солидарность, версии травматизирующих событий прошлого. Использован хронотопический метод обследования музея, а также данные экспертных интервью и материалы сайта. Установлено, что палимпсест музея включает несколько слоев событий травматического характера. Самый ранний отсылает к событиям «Томского погрома» 1905 г., второй связан с убийством священника Игнатия, третий слой - с фукнционированием следственной тюрьмы, четвертый слой -слом советской социальной структуры в 1990-е годы. Особенностью места-палимпсеста является способность одновременно предъявлять наблюдателю все слои, закрепившиеся в памяти. Экспозиция не только существует в виде элемента палимпсеста, но и сама представляет собой «палимпсест внутри палимпсеста». Авторы приходят к выводу, что, хотя последовательно-нарративное изложение, избегающее многослойности и палимпсестности, лучше способствует закреплению в массовом сознании непротиворечивой версии прошлого, построение последовательных нарративов в условиях множественности акторов, стремящихся влиять на политику памяти, является утопией. Признание и допущение палимпсестного характера сохранения памяти может предотвратить конфликты между акторами, заинтересованными в продвижении своих версий прошлого. В настоящий момент палимпсесты памяти о неоднозначном прошлом создаются стихийно, но государственная политика памяти, построенная на концепции палимпсеста, могла бы сознательно конструировать многослойные, полифоничные места памяти, функционирование которых способствует консолидации различных групп - носителей конфликтующих или дополняющих версий коллективной памяти.

 

Ключевые слова:

палимпсест хронотоп политика памяти мемориальный музей культурная травма томск palimpsest chronotope memory politics memorial museum cultural trauma tomsk

Оглавление

Рубрики:

Политическая социология
Политические институты



Возможно, вам будут интересны другие публикации: