Занятость молодежи нового рабочего класса организаций общественного питания в период пандемии
Бочаров В.Ю.
Занятость молодежи нового рабочего класса организаций общественного питания в период пандемии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 1. С. 26–46.
ISSN 2541-9374
DOI: 10.21638/spbu12.2022.102
EDN: BUSFSV
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48656882
Размещена на сайте: 19.08.22
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.21638/spbu12.2022.102
EDN: BUSFSV
Аннотация
В статье рассматриваются специфические характеристики занятости молодых работников российских организаций общественного питания на фоне пандемии COVID-19. Среди таких характеристик выделяются: преимущественно неформальный характер трудовых отношений; рутинный характер труда под контролем работодателя, осуществляемым с помощью средств видеонаблюдения; зависимость режима рабочего дня от наличия или отсутствия посетителей («гостей») в организации; гибкость рабочего графика. Отмечается, что рабочая молодежь клиентского сервиса является одной из наиболее пострадавших от последствий пандемии групп наемных работников. По результатам глубинных интервью с молодыми работниками трех организаций общественного питания г. Самары делаются выводы о негативных последствиям пандемии, выражающихся для их занятости в следующем: рост риска увольнения или неоплачиваемого отпуска; работа в условиях сокращенного рабочего времени; сокращение размера заработной платы; постоянные конфликты с посетителями организаций общепита из-за «масочного режима»; запрет корпоративных мероприятий. Помимо данных глубинных интервью, приводятся данные статистики и другие эмпирические данные, полученные в рамках продолжающегося исследовательского проекта «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса в современной России», выполняемого с участием автора (2018-2021 гг.). В теоретическом аспекте делается вывод о перспективности использования междисциплинарного подхода «new working class studies», синтезирующего неомарксистский (конфликтный) и культуральный подходы, а также концепции «behavioural economics» к анализу проблем занятости в сфере услуг. Кроме того, такая методология должна учитывать прекарный характер занятости сервисных работников и негативное влияние пандемии на все сферы их жизни.
Ключевые слова:
молодежь нового рабочего класса занятость сфера клиентского сервиса сфера общественного питания пандемия new working-class youth employment customer service catering pandemicОглавление
Рубрики:
Экономическая социологияСоциология труда
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Бочаров В. Ю.
Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса // Социально-трудовые исследования. 2022. Т. 46. № 1. С. 177-186. - Гаврилюк В.В., Бочаров В. Ю., Гильтман М.А.
Современное положение молодежи «нового рабочего класса» на рынке труда УрФО // Уровень жизни населения регионов России. 2018. №4(210). С. 42−53. - Бочаров В. Ю., Гаврилюк Т. В.
Молодежь нового рабочего класса как объект государственной социальной политики и инвестирования. The Journal of Social Policy Studies, 2021, 19(1). С. 69-84. doi: 10.17323/727-0634-2021-19-1-69-84. - Темницкий А. Л.
Жизненный цикл и факторы возрождения российского рабочего класса // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т 2. – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. – 903 с. С. 865-869. - Абрамов Р. Н.
«Нам хватает!»: жизнь и приключения постсоветского рабочего класса, увиденные глазами зарубежного этнографа. Обзор книги: Morris J. 2016. Everyday Post-Socialism. Working-Class Communities in the Russian Margins. London: Palgrave Macmillan // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 2. С. 209-229.