Социальная эффективность религиозного образования (на примере профилактики преступности)

Социальная эффективность религиозного образования (на примере профилактики преступности)



Бабич Н.С.
Социальная эффективность религиозного образования (на примере профилактики преступности) // Религиоведение. 2022. № 2. C. 109-118.
ISSN 2072-8662
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_109
EDN: JUFHYV
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48625892

Размещена на сайте: 23.08.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Бабич Н.С. Социальная эффективность религиозного образования (на примере профилактики преступности) // Религиоведение. 2022. № 2. C. 109-118.
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_109
EDN: JUFHYV

Аннотация

Религия традиционно рассматривается социальными мыслителями как важный элемент социального контроля, а религиозное образование представляется средством оздоровления общества. В статье ставится вопрос о том, насколько эффективно образовательное воздействие, основанное на религиозных моделях, может достигать целей в виде общественно желательных результатов, таких как снижение преступности. Использован метод международных сравнений на основе результатов проекта «Религия и государство» университета им. Бар-Илана (Израиль) и базы данных Управления ООН по наркотикам и преступности. В качестве индикатора преступности был использован показатель числа убийств на 100 тысяч населения. В качестве индикатора религиозного образования – степень обязательности его в государственных и общественных школах. Статистическому анализу одвергнуты данные по 158 государствам мира. С использованием двух статистических тестов (Краскала-Уоллиса, ранговой корреляции Спирмена) установлено, что статистическая связь между уровнем обязательности религиозного образования в государственных и общественных школах и наблюдаемым в последующие годы уровнем убийств либо вообще отсутствует, либо проявляется слишком слабо и фрагментарно для того, чтобы можно было говорить о практическом эффекте религиозного образования. Таким образом, впервые получены эмпирические доказательства возможной неэффективности религиозного компонента образования для достижения социально желательных целей на примере профилактики преступности в макросоциальном контексте. Эти результаты также косвенно подкрепляют фундаментально важное предположение о том, что функция социального контроля осуществляется религией не через доктринальные ограничения, но через социальную интеграцию (контроль со стороны религиозной общины).

Ключевые слова:

религиозное образование религия в школе делинквентное поведение профилактика преступности социальный контроль религиозная политика социальная эффективность образования religious education religion at school delinquent behavior crime prevention social control religious policy social efficiency of education

Рубрики:

Социология религии
Социология девиантного поведения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: