Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России

Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России



Зайцева А.А.
Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 137-154.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-10
EDN: XBPSOY
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49465255

Размещена на сайте: 02.10.22

Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2835/ (дата обращения 02.10.2022)



Ссылка при цитировании:

Зайцева А.А. Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 137-154.
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-10
EDN: XBPSOY

Аннотация

Актуальность: Академическая мобильность, как особый вид перемещения с целью образовательных и научных практик, представляет собой один из механизмов саморегуляции процесса обучения сегодняшних российских студентов. Расширение перспектив внутривузовской и внутрироссийской академической мобильности в текущей геополитической ситуации, в том числе на Юге России, способствует повышению качества образования, созданию единой интеллектуальной среды и продвижению туристских практик. Научная проблема: Критический анализ научной литературы показал, что в научной литературе пока не рассматривалось, как сложившиеся представления об образовании и ценности влияют на установки студентов на академическую мобильность. Целью настоящего исследования являлось выявление особенностей установок и социальных практик академической мобильности российских студентов, ограниченных формальными внешними барьерами, существующими в вузах Юга России. Методы: Для изучения представлений об образовании как ценности, установок и социальных практик академической мобильности используется теория ментальных программ. В основе анализа лежит изучение значимых связей переменных через критерий Xи-квадрат. Научные результаты: Установки на внутривузовскую мобильность наиболее высоки у студентов с прагматическими взглядами, хотя в целом представления об образовании в незначительной степени влияют на внутривузовскую мобильность. Огуденты с консервативными представлениями проявляют большую склонность к практикам внутрироссийской мобильности, видят в них образовательную ценность. В то время как студенты с либеральными и прагматическими взглядами считают, что это может помешать учебе в родном вузе или это им неинтересно. Абсолютное большинство студентов обладают установками на международную мобильность, но не имеют для нее финансовой возможности. Непосредственное число реализованных социальных практик в большей степени обусловлено внешними факторами, то есть возможностями, которые есть в вузах Ростовской области и Республики Крым, а также от состояния академической мобильности в российском высшем образовании в целом. Выводы: Академическая мобильность студентов в России имеет особую значимость для повышения качества высшего образования в стране. Студенческая молодежь на Юге России, проявляя высокую степень саморегуляции, демонстрирует высокие установки на все виды академической мобильности. Однако, характер установок во многом предопределяется консервативными и либеральными представлениями студентов, сложившимися в процессе социального программирования.

Ключевые слова:

академическая мобильность студенты ценности установки социальные практики саморегуляция жизнедеятельности юг россии academic mobility students values attitudes social practices self-regulation of life south of russia

Рубрики:

Социология управления
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: