Достижительная женственность: медийная репрезентация успешной профессиональной карьеры

Достижительная женственность: медийная репрезентация успешной профессиональной карьеры



Рождественская Е.Ю., Воронкова А.И.
Достижительная женственность: медийная репрезентация успешной профессиональной карьеры // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 37-52.
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-1-37-52
EDN: MPJIRY
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48544560

Размещена на сайте: 04.10.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/index.php/jsps/article/view/14262 (дата обращения 04.10.2022)



Ссылка при цитировании:

Рождественская Е.Ю., Воронкова А.И. Достижительная женственность: медийная репрезентация успешной профессиональной карьеры // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 37-52.
DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-1-37-52
EDN: MPJIRY

Аннотация

В статье анализируются репрезентации в медиадискурсе феномена достижительной женственности, выражающейся в карьерном успехе и лидерстве женщин-предпринимательниц и представительниц топ-менеджмента. Медиадискурс понимается как производный для циркулирующих в обществе смыслов, связанных с предпринимательским трудом и управленческой карьерой. На концептуальном уровне осуществляется сдвиг к гендеризованному пониманию предпринимательства и лидерства в менеджменте как работы, т. е. карьеры с ее гендерными режимами и балансом жизни и труда. Авторы приходят к выводу, что понимание и устранение гендерного неравенства в этих сферах связано с реконцептуализацией предпринимательской деятельности и высшего менеджмента как работы, выполняемой не андрогинными профессионалами, но женщинами, осознающими свои гендерные отличия, обладающими телесностью, рефлексирующими над издержками традиционной культуры в контексте деловой. Концептуальная рамка статьи увязывает гендер и властную лидерскую позицию через категорию гендерного гражданства. В этом смысле проанализированные профессиональные женские карьеры (N=20), получившие отражение в медийном формате, дают представление о том, из каких компонентов складывается публичный дискурс о женской достижительности в поисках ее легитимности. Анализ выделяет десять итоговых компонент: образование и непрерывное самообразование как накапливаемый социально-профессиональный капитал; самоанализ и рационализация карьерного пути как способ выстраивания женской субъектности; слом стереотипов в семейном кругу и компромиссы со стереотипами в профессиональной карьере; ролевые модели со сдвигом на женские образцы подражания; амбивалентное женское лидерство и поддерживающая среда женских сообществ; дискурсивно гибкий женский стиль лидерства; самолимитирование, низкая самооценка и низкая конкурентоспособность как отрефлексированные барьеры в карьере; коллеги-мужчины как конкурирующие соратники; рационализация баланса жизни и труда в бизнес-логике проекта; недоверие к квотированию как институциальному механизму; поиск солидаристских женских эко-систем.

Ключевые слова:

достижительная женственность медийная репрезентация профессиональный успех карьера гендер achievement femininity media representation professionalsuccess career gender

Рубрики:

Гендерная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: