«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Людмилой Владимировной
Лебедевой

(IV поколение)


Лебедева Л.В.: окончила исторический факультет Тюменского педагогического института (1975 г.), кандидат философских наук (1986 г.), доцент каф. общей и социальной психологии Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета. Основные области исследования: морфология жизненного пути человека, жизненный и профессиональный опыт в автобиографическом нарративе, биографический метод исследования автобиографического дискурса. Интервью состоялось: май – сентябрь 2014 г.   



Я давно знаю Людмилу Владимировну Лебедеву, в интервью обращаюсь к ней – Люда. Знаю, ее научные интересы, у нас есть общие добрые коллеги. Но вот почему-то не предлагал ей рассказать о себе. Отчасти потому, что была «мечта» закончить сбор данных и надо было закончить ранее начатые интервью. Но к началу лета обнаружилось, что интервью стало «много», а «много» тяготеет к больше. В мае я написал Люде, что хотел бы провести с ней биографическое интервью, был рад ее согласию, а одна из частей ее ответа вызвала мое желание начать нашу беседу немедленно. Вот эти слова: «Тема предков (предшествующих нам) в нашей семье жива. Мои пра-пра деды и бабушки в Тюмени появились в 60-х годах 19 века. Мои прадеды были первыми врачами в Тюмени... Мы собираем сведения о них и надеемся к лету оформить возможно полную родословную, чтобы передать ее внукам, седьмое колено.

В последние годы мой историко-биографический проект «сам», изнутри стал развиваться в двух направлениях: приобретать историко-науковедческую и социально-культурологическую окрашенность. Многие, вспоминая предков, рассказывали о драматических событиях в своих семьях, происходивших в 1917-1937 годах. Рассказ Людмилы Лебедевой – один из самых густых, жестких в своей непосредственности. Сказанное ею можно обозначить как «обыденность драматизма». И очевидно, что до ее поколения, конца 1940-х, волна этого обыденного драматизма дошла, и ее слова: «чтобы передать внукам» - свидетельство незатухания общественной памяти.

Лебедева пишет, что она смирилась с мамиными советами и поступила на исторический факультет Тюменского педагогического института.  Мне думается, что решение мамы не было спонтанным, прошлое их рода, близких людей, города пронизывало жизнь семьи. Историческое образование дочери было естественным.  Затем  - интерес к личной истории и автобиографиям, знакомство с исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого и вхождение в социологию.

Мне приятно отметить, что мое допущение о биографичности социологического творчества нашло еще одно подтверждение.



   Текст интервью

к списку