Эволюция коммуникации - наука и язык // Социальный эволюционизм cегодня: к 150-летию публикации книги Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»: монография / [Момджян К.Х. и др.]; сост. Момджян К.Х., Цуркан Е. Г.; Московский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, Кафедра социальной философии и философии истории философского факультета . - Москва : Изд-во «Логос», ООО «НПТ», 2021 С. 42-108.
Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю.
Эволюция коммуникации - наука и язык // Социальный эволюционизм cегодня: к 150-летию публикации книги Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»: монография / [Момджян К.Х. и др.]; сост. Момджян К.Х., Цуркан Е. Г.; Московский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, Кафедра социальной философии и философии истории философского факультета . - Москва : Изд-во «Логос», ООО «НПТ», 2021 С. 42-108.
ISBN 978-5-6046631-9-6
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47884025
Размещена на сайте: 23.11.22
![](/files/Image/google_ac.png)
Ссылка при цитировании:
Аннотация
В первой главе, выполненной совместно Р.Э. Бараш и А.Ю. Антоновским, современные методологические достижения общей теории эволюции применены к областям языка (первая часть) и науки (вторая часть). В первой части решается нетривиальная проблема, общая для областей философии языка, сознания и теории коммуникации – проблема амбивалентности смыслов. Авторами выдвигается гипотеза, согласно которой в качестве главного эволюционного механизма, стабилизирующего ключевые коммуникативные смыслы, выступают пропозициональные установки как своего рода «носители» или каркасы типовых коммуникативных сред, косвенные контексты, в которых локализуется пропозиционалный контент. Произведенные в языке косвенные контексты или операторы «я знаю, что...», «я надеюсь, что...», «я помню, что...», «я хочу, что...», «я воображаю, что...» «защищают» предложения от отрицания и делают возможным воспроизводство общезначимых смыслов. Отрицание в языке обеспечивает языковую вариативность, которая является условием автономного существования коммуникативных систем, свободной комбинаторики, и, как следствие, адаптацию к трансформациям внешнего мира. В эволюционном смысле это означает, что невозможность однозначного установления референта, правила, смысла, которые скрываются за произнесенным или прочитанным высказыванием, их почти конститутивная амбивалентность, является одновременно как условием разногласий и конфликтов, так и, парадоксальным об-разом, условием стабилизации коммуникативных систем. Во рамках главы авторы применяют современные методологические достижения общей теории эволюции к областям языка, решается нетривиальная проблема, общая для областей философии языка, сознания и теории коммуникации – проблема амбивалентности смыслов. Авторами выдвигается гипотеза, согласно которой в качестве главного эволюционного механизма, стабилизирующего ключевые коммуникативные смыслы, выступают пропозициональные установки как своего рода «носители» или каркасы типовых коммуникативных сред, косвенные контексты, в которых локализуется пропозиционалный контент. Вторая часть главы посвящена проблемам, с которыми сталкивается биологически фундированная общая теории эволюции при ее экстраполяции на проблему научного прогресса. Авторы ставят перед собой задачу разрешить парадокс, связанный с прогрессом научного познания, состоящий в том, что, с одной стороны, наука формулирует истинные и объективные суждения, и только это отличает ее от мира суждений ценности, с другой стороны, срок жизни научных истин крайне невелик. Выход из данного парадокса, по мнению авторов, может предложить социально-эволюционистская трактовка науки, где «критерием» лучшей (или более обоснованной) теории будет выступать способность отвечать вызовам внешней среды, к которой лучшая теория лучше адаптируется и как следствие – отбирается. Авторы обращаются к тем проблемам, с которыми сталкивается биологически фундированная общая теории эволюции при ее экстраполяции на проблему научного прогресса. Авторы ставят перед собой задачу разрешить парадокс, связанный с прогрессом научного познания, состоящий в том, что, с одной стороны, наука формулирует истинные и объективные суждения, и только это отличает ее от мира суждений ценности, с другой стороны, срок жизни научных истин крайне невелик. Выход из данного парадокса, по мнению авторов, может предложить социально-эволюционистская трактовка науки, где «критерием» лучшей (или более обоснованной) теории будет выступать способность отвечать вызовам внешней среды, к которой лучшая теория лучше адаптируется и как следствие – отбирается.
Ключевые слова:
наука знание коммуникация эволюция язык science knowledge communication evolution languageОглавление
Рубрики:
Социология наукиВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.
Социально-философские основания науки: системно-коммуникативный подход // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 44-60. - Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.
Хьюэлл против Конта, или возможна ли коммуникация между априоризмом и позитивизмом? // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 202–208. - Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.
Наука об обществе и понятие сложности. К 30-летию Die Wissenschaft der Gesellschaft Никласа Лумана // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 4. С. 171–184. - Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.
Парадокс научного прогресса в эволюционном измерении // Вопросы философии. 2021. № 11. С. 83-94. - Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.
К культурно-коммуникативному контексту научных контроверз: французский революционный радикализм Конта vs. британский религиозный консерватизм Хьюэлла // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: сборник научных статей / Под общей ред. И.Т. Касавина, А.М. Фейгельмана. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 111-113.