Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход
Прошкова З.В.
Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. №3. С. 34-41. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32SCSK322.pdf
ISSN 2542-0577
DOI: 10.15862/32SCSK322
EDN: SBZYIM
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=49954638
Размещена на сайте: 02.12.22
Текст статьи на сайте журнала URL: https://sfk-mn.ru/32SCSK322.html (дата обращения 02.12.2022)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.15862/32SCSK322
EDN: SBZYIM
Аннотация
В статье анализируется культурный капитал семьи, а также рассмотреныспособы его передачи подрастающим поколениям. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью развития человеческих ресурсов, в особенности образовательных и профессиональных. Вопросами исследования стали виды культурного семейного капитала иособенности его трансмиссии, влияние профессии педагога в сфере дошкольного образования на персональную и межпоколенческую социальную мобильность, прохождение образовательного и профессионального пути представителями нескольких семейных генераций, релевантность биографического метода.В проекте изучались биографические интервью родителей учащихсявысокорейтинговых российских школ. Собранные эмпирические массивы позволили получить выводы о трех поколениях семьи информантов. В дополнение к межпоколенческому анализупроведено исследование имеющихся социологических проектов, подробно рассматривавших деятельность педагогов в сфере дошкольного и школьного образования.Автором представлено обоснование нескольких значимых механизмов наследования культурного капитала средними и младшими поколениями семьи. Изучение биографическихматериалов проводилось с помощью отечественной компьютерной программы «Дискант». Установлено, что профессия педагога детского сада положительно влияет на личную и поколенческую социальную мобильность. Основным способом передачи семейного капитала является наследование ценностных ориентаций на образование и получение профессии в сфере высококвалифицированного труда. Дополнительным механизмом трансмиссии культурных ресурсов можно считать посещение культурных мероприятий и кружков.Обоснована релевантность биографического подхода в применении к проблематикеисследования. Метод обеспечивает получение обширного эмпирического материала с возможностью углубиться в понимание текстов. Ограничением в использовании биографического подхода стала сложность цифровой обработки первичной социологическойинформации.
Ключевые слова:
межпоколенческий анализ биографический метод семья культурный капитал образовательный путь профессиональный путь педагоги в сфере дошкольного образования высокорейтинговые школы intergenerational analysis biographical method family cultural capital educational path professional path teachers in the field of preschool education top-rated schoolsРубрики:
Социология семьиСоциология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Прошкова З. В.
Образовательный путь человека в биографических реконструкциях: поддержка семьи // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VIII междунар. науч. конф., 8–9 ноября 2018 г. / отв. ред. доц. М. И. Морозова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 46-50 - Прошкова З. В.
Семья как социокультурный фактор разработки и реализации образовательного маршрута для детей // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2019 №3, https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. - Прошкова З. В.
Семейный выбор негосударственного детского сада для создания образовательного и культурного капитала // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021 №3. С. 47-54. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK321.pdf DOI: 10.15862/25SCSK321 - Прошкова З. В.
Социально-экономическое и семейное обеспечение образовательного пути в России // Экономика и социология. 2019. № 1 (41). С. 21-25. - Прошкова З. В.
Семейное обоснование ухода из школы выпускников 9 класса // Философия социальных коммуникаций. 2018. № 4(45). С. 75-78.