«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Илдусом Файзрахмановичем Ярулиым

(V поколение)


Ярулин И.Ф.  окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета (1981), доктор политических наук (1998). профессор (2000); Тихоокеанский государственный университет, декан социально-гуманитарного факультета, профессор кафедры Социологии, политологии и регионоведения. Основные области исследования: неформальные институты и практики; институционализация гражданского общества; социология политики; межэтническая напряженность. Интервью состоялось: 16-22 октября 2014 г. 



15 октября 2014 года, когда я отправил Илдусу Файзрахмановичу Ярулину просьбу дать интервью для моего историко-социологического проекта, мы даже заочно не были знакомы; мне рекомендовали побеседовать с ним его коллеги по Тихоокеанскому государственному университету в Хабаровске. На следующий день, получив его согласие, я направил ему первый вопрос. Через неделю, 22 октября, наша беседа была завершена. Несмотря на то, что Хабаровский регион на 18 часов восточнее американской Кремниевой долины, где я живу, интервью протекало в прямом диалоге: вопрос-ответ. Парадокс. Если смотреть на протокол нашей беседы, то видно, что Илдус отвечал на мои вопросы много «раньше», чем я их задавал ему. Для меня эта временная «кривизна» давно стала обыденностью, но указать здесь на нее представляется весьма интересным.

Два содержательных момента в повествовании Ярулина хотелось бы выделить. Один – личностный, объясняющий мотивацию его движения в историю, которое позже привело его в социологию. Второй – имеет отношение к специфике постперестроечного развития социологии, когда в нее приходили бывшие преподаватели научного коммунизма.

Илдус Ярулин родился в 1955 году в Златоусте, куда военное лихолетье еще подростками забросило из Татарии его будущих родителей. Отец год проучился в ПТУ и проработал всю трудовую жизнь на заводе, мать тоже была связана с производством. На мой вопрос, как у Ярулина, в простой рабочей семье, в промышленном закрытом городе возник интерес к истории, а не к технике, я получил довольно «жесткий» ответ – эскейпизм, бегство от тогдашней реальности. Кроме того он назвал любовь к чтению, влияние школы и «семейные гены – дед-мулла почитался на территории бывшего Булгарского ханства». В целом же здесь подтверждается уже не раз фиксированное в рассказах моих собеседников влияние предбиографии человека на процесс его вхождения в науку. Другими словами, биографичность закладывается в творчество социологов очень рано.

Теперь о втором содержательном моменте, который характеризует профессиональный путь Ярулина. Он включает: переход от преподавания научного коммунизма к защите в СПб университете докторской диссертации по политическим наукам, созданию кафедры социологии, диссертационного совета по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций по социологическим и политическим наукам и, наконец, к образованию социального-гуманитарного факультета в Тихоокеанском государственном университете. В проведенных интервью с российскими социологами доминирует критическое, пессимистическое отношение к расширению социологического сообщества за счет прихода в него «научных коммунистов». Конечно, такое мнение возникло не на пустом месте. Вместе с тем, указанный переход из одной области обществоведческого анализа в другую обусловлен объективными обстоятельствами и должен стать предметом направленного науковедческого исследования.



   Текст интервью

к списку