Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей
Мчедлова М.М., Гузельбаева Г.Я.
Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 173—194.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2286
Размещена на сайте: 11.01.23
Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/issue/view/139/74 (дата обращения 11.01.2023)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2286
Аннотация
Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в представления о состоянии и функционировании системы современного здравоохранения многих стран. Вопросы соотношения рационализации и коммерциализации медицинской сферы, с одной стороны, и требований бескорыстной помощи и морального отклика от врачей, с другой, стали не просто предметом общественных дискуссий, а настоящим вызовом медицинскому сообществу. В особой ситуации оказа-лись студенты медицинских специальностей, ощутив перекрестное воздействие двух причинных комплексов: трансформации в образовательном процессе и тяжелой ноши социальной и личной ответственности при мобилизации медицинской сферы.Статья посвящена ряду проблем: реакции на экстренную мобилизацию для борьбы с COVID-19; применению новых технологий в медицинском образовании и клинической практике; транс-формации смыслов профессиональной роли врача у студентов- медиков; нравственной стороне профессии и субъективным смыслам, вкладываемым в профессию; воздействию религиозного фактора и востребованности волонтерской деятельности студентов- медиков. Работа основана на данных социологического исследования смешанного дизайна: репрезентативный опрос студентов медицинских факультетов Казани и Москвы (N = 2084), 12 экспертных интервью с ординаторами, преподавателями и врачами, две фокус- группы со студентами- медиками, февраль-май 2022 г. Во время пандемии стала очевидной неприемлемость удаленных методов обучения для медицинского образования, поскольку оно связано с обучением в клинических условиях. Студентам и преподавателям пришлось адаптироваться к экстренному внедрению дистанционного обучения и методов лечения, использованию цифровых форм и инструментов. Студенты-медики оказались в сложной ситуации смещения традиционных смыслов профессии врача: пандемия породила неоднозначность выбора между нравственными задачами и рациональной выгодой; акцентировала недостатки и выгоды цифрового образования; высветила неспособность коммерциализированной медицины справляться с вызовами пандемии. Опыт участия студентов в волонтерском движении «Волонтеры-медики» стал востребованным в работе с ковид- пациентами. Предварительный практический опыт оказания медицинской помощи выявлен как основной параметр позитивного отклика на призыв к работе «красных зон». У студентов- медиков зафиксировано полярное отношение к экстренной мобилизации для борьбы с COVID-19. Сложная эпидемиологическая ситуация обусловила повышение престижа медицинской профессии, но в то же время обострила ее морально- нравственную нагруженность, в том числе повысила требовательность пациентов к эмоциональной включенности медиков.
Ключевые слова:
пандемия COVID-19 высшее образование студенты-медики медицинское образование дистанционное образование профессиональные роли социальное служение волонтерство клятва врача религиозная идентичность волонтерское движение медиков COVID-19 pandemic higher education medical students medical education distance education profes-sional roles, social service volunteering doctors oath religious identity religious consciousness medical volunteeringРубрики:
Социология профессий и профессиональных группСоциология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Полякова И. А.
Высшее медицинское образование в России: новые риски и вызовы пандемии Covid-19 // Социально-демографический потенциал российской молодёжи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ялта, 22–24 апреля 2021 года) / Отв. ред. Т. К. Ростовская. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 133-137. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9548 - Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.
Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100. - Трофимова И. Н.
Исследовательские университеты и перспективы международной академической мобильности в условиях пандемии covid-19 // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 2. С. 89-99. - Чередниченко Г. А.
Социальный портрет заочника // Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография / Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская, И. С. Кузнецов; отв. ред. Г. А. Чередниченко, ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 74-101. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=8499 - Чередниченко Г. А.
Социокультурное воспроизводство в поле школы: исторический ракурс // Образование и социальная дифференциация [Текст]: колл. моногр. / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 454 с. С. 63-82.