Академическая мобильность в условиях глобализации научной и образовательной политики

Академическая мобильность в условиях глобализации научной и образовательной политики



Вартанова М.Л.
Академическая мобильность в условиях глобализации научной и образовательной политики // Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом образовательном пространстве: монография (научное издание) / Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал); Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и [и др.]; под. научной. ред. В.В. Бондаренко. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 78-88.
ISBN 978-5-00196-124-6
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50058630

Размещена на сайте: 27.01.23

Текст статьи/сборника на сайте издателя URL: https://mnic.pgau.ru/file/doc/monografii/2022/Ионография_МН-7-22.pdf (дата обращения 27.01.2023)



Ссылка при цитировании:

Вартанова М.Л. Академическая мобильность в условиях глобализации научной и образовательной политики // Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом образовательном пространстве: монография (научное издание) / Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал); Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и [и др.]; под. научной. ред. В.В. Бондаренко. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 78-88.

Аннотация

Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем [4], в том числе и в области образовательного рынка. В последние годы интеграционные процессы в области образования активно развиваются и становятся важнейшим инструментом реализации национальных стратегий привлечения квалифицированных иностранных специалистов на национальные рынки труда и талантливой молодежи для обучения в национальных университетах разных странах мира. В рамках данного исследования были проанализированы основные тенденции и варианты участия Российской Федерации в межгосударственных образовательных альянсах: нормативно-правовые источники, финансирование, законодательные решения и основные подходы к разработке сценариев участия России в образовательных альянсах до 2030 года. Стремление образовательных систем отдельных стран и регионов к сближению и сотрудничеству стало объективной реальностью сегодняшнего дня и, несомненно, нуждается в научном осмыслении и анализе. Вопрос о предпосылках, закономерностях и перспективах интеграционных тенденций в современной высшей школе далеко выходит за рамки педагогической науки, превращаясь в крупную философскую, социально-экономическую и психологическую проблему» [1]. При этом большие перспективы для академической мобильности в российские вузы имеет участие России в странах Евразийского экономического союза. Равный доступ к образованию и рынку труда, а также абсолютная свобода передвижения в рамках ЕАЭС граждан стран, входящих в альянс, являются ключевыми факторами увеличения численности иностранных студентов. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем [4], в том числе и в области образовательного рынка. В последние годы интеграционные процессы в области образования активно развиваются и становятся важнейшим инструментом реализации национальных стратегий привлечения квалифицированных иностранных специалистов на национальные рынки труда и талантливой молодежи для обучения в национальных университетах разных странах мира. В рамках данного исследования были проанализированы основные тенденции и варианты участия Российской Федерации вмежгосударственных образовательных альянсах: нормативно-правовые источники, финансирование, законодательные решения и основные подходы к разработке сценариев участия России в образовательных альянсах до 2030 года. Стремление образовательных систем отдельных стран и регионов к сближению и сотрудничеству стало объективной реальностьюсегодняшнего дня и, несомненно, нуждается в научном осмыслении и анализе. Вопрос о предпосылках, закономерностях и перспективах интеграционных тенденций в современной высшей школе далеко выходит за рамки педагогической науки, превращаясь в крупную философскую, социально-экономическую и психологическую проблему» [1]. При этом большие перспективы для академической мобильности в российские вузы имеет участие России в странах Евразийского экономического союза. Равный доступ к образованию и рынку труда, а также абсолютнаясвобода передвижения в рамках ЕАЭС граждан стран, входящих в альянс, являются ключевыми факторами увеличения численности иностранных студентов.

Ключевые слова:

академическая мобильность Евразийский экономический союз глобализация иностранные специалисты интеграция миграция научная и образовательная политика образовательный альянс рынок труда трудовая миграция человеческие ресурсы academic mobility Eurasian Economic Union globalization foreign specialists integration migration scientific and educational policy educational alliance labor market labor migration human resources.

Рубрики:

Экономическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: