Социальный портрет иностранного образовательного мигранта: траектории интеграции в российское образовательное пространство
Волков Ю.Г., Курбатов В.И., Гаврилов П.С.
Социальный портрет иностранного образовательного мигранта: траектории интеграции в российское образовательное пространство // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 2. С. 18–34.
ISSN 2075-2067
DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-18-34
EDN: VSHZHJ
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=53807057
Размещена на сайте: 05.06.23
Текст статьи на сайте журнала URL: https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSRSTU/article/view/2370 (дата обращения 05.06.2023)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-18-34
EDN: VSHZHJ
Аннотация
Цель статьи — изучить социальный портрет современного иностранного образовательного мигранта в российских вузах, который является обобщенной характеристикой соответствующей социальной группы, что выражается в выявлении наиболее существенных способов восприятия и отображения наличной социальной реальности и находит свое выражение в некоторой системе параметрических черт (статистических, социально-демографических, этно-национальных, социологических) и совокупности характерологических особенностей (социально-психологических и социокультурных свойств) представителей данной социальной группы. Методология. Характеристики социального портрета современного иностранного образовательного мигранта в российских вузах осуществляются на основе критического анализа, обобщения, систематизации и классификации в формулировке концептуального дискурс-анализа в его трактовке такими исследователями, как как Ван дер Вок, Э. Нагорнажиа, Р. Фолер и К. Харт. Результаты исследования. Рассмотрение социального портрета современного иностранного образовательного мигранта в российских вузах под углом зрения его интеграции в образовательное пространство учебного заведения связано с такими процессуальными характеристиками, как адаптация к новым условиям, сокращение социальной дистанции и обретение средовой идентичности, которая, во‑первых, является дополнительной идентичностью наряду с их национально-этнической идентичностью, во‑вторых, средовая идентичность является актуальной формой сокращения социальной дистанции и, в‑третьих, она работает как эффективный механизм интеграции иностранного образовательного мигранта не только в образовательную среду вуза, но также города и региона, поскольку средовая идентичность включает в себя элементы социальной идентичности как главные характеристики социального портрета иностранного образовательного мигранта, такие как социально-демографические показатели, элементы социокультурной идентичности в виде осознания включения его в новое социокультурное пространство, элементы городской и региональной идентичности как осмысление принадлежности к соответствующему городскому и региональному сообществу, элементы вузовской идентичности и идентичности приобретаемой профессии. Перспективы исследования. Результаты могут быть использованы при исследовании особенностей адаптации современного иностранного образовательного мигранта к жизни в принимающем обществе, а также изучении механизмов интеграции иностранного образовательного мигранта не только в образовательную среду вуза, но также города и региона.
Ключевые слова:
образовательный мигрант социальный портрет адаптация социализация социальная дистанция средовая идентичность интеграция educational migrant social portrait adaptation socialization social distance environmental identity integrationРубрики:
ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Мукомель В. И.
Мигранты на российском рынке труда: адаптация, интеграция, дискриминация // Трудовая миграция на постсоветском пространстве: тренды, проблемы, возможности регулирования: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.В. Фроловой. – Уфа : Мир печати, 2017. – 236 с. С. 18-35. - Мукомель В. И.
Введение // Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы : [монография] / В. И. Мукомель, К. С. Григорьева, Г. А. Монусова [и др.] ; отв. ред. В. И. Мукомель, К. С. Григорьева ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 6-14. - Дробижева Л. М.
Изучение этничности и межнациональных отношений в социологии // Научные исследования в области этничности, межнациональных отношений и истории национальной политики . Материалы сессии Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений, 19 декабря 2017 г., г. Москва / под ред. В.А. Тишкова; сост. Б.А. Синанов. – М.: ИЭА РАН, 2018. С. 74-100. - Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы : [монография] / В. И. Мукомель, К. С. Григорьева, Г. А. Монусова [и др.] ; отв. ред. В. И. Мукомель, К. С. Григорьева ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2022. – 400 с.
- Мокин К. С.
Траектории социальных лифтов мигрантов в России: пути адаптации и интеграции в принимающие сообщества // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межэтнические отношения, идентификационные и интеграционные процессы в период социальных трансформаций. 2024. № 1. С. 72–86.