«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Евдокией Павловной
Романовой

(VII поколение)


Романова Е.П., окончила социологический факультет Самарского государственного университета (2013 г., июнь); учится в магистратуре Университета в Эль Пасо, Техас (2014 г., январь). Основные области научного интереса: стигма, гендер, сексуальное и репродуктивное здоровье, социальная теория. Интервью состоялось: сентябрь-ноябрь 2014 г.



Всего несколько месяцев назад, летом 2014 года, я обсуждал направления развития данного историко-социологического проекта с заместителем редактора «Социологического журнала» Ларисой Козловой. В частности, она спросила меня, не собираюсь ли я спуститься еще на одну ступеньку ниже по «лестницы поколений» советских/российских социологов и, не прерывая серию интервью с нашими коллегами из первых шести поколений, начать беседы с представителями седьмой профессионально-возрастной когорты; теми, кто родился в интервале 1983-1994 гг. Хотя и с оговоркой «...никогда не говори никогда..», но я ответил, что пока даже «мягко» не планирую таких бесед. Объяснял я свою позицию тем что рановато, время не пришло. Даже старшим из этого поколения – лишь 30 лет с небольшим, среди них есть кандидаты наук или обладатели степени Ph.D от известных зарубежных университетов, но хотелось бы приступить к изучению представителей этой общности, лишь когда они приблизятся к 40-летию[1] .

Что же произошло, что заставило меня не просто пересмотреть планы и задуматься о проведении интервью с самыми молодыми нашими коллегами, но сразу начать такие беседы. Прежде всего, анализ уже значительного числа завершенных интервью с социологами шестого поколения (1971-1982 гг. рождения) выявил ряд трендов в становлении этого сообщества и представляется важным уже сейчас оценить последствия этих трендов. Во-вторых, так получилось, что прошедшие лето-осень привели к скачкообразному росту числа завершенных интервью. Если в к концу июня было закончено 60 интервью, то к концу ноября – более 80, и в большинстве это были интервью с социологами пятого-шестого поколения, которые обозначили множество новых содержательных, методологических и инструментальных проблем. В частности, оказалось желательным обращение к социологом седьмого поколения. Появился и третий фактор, обусловивший  «открытие сезона» бесед с этой новой общностью: организационный. Процесс интервьюирования продолжается уже десять лет, и хотя собранный материал отражен в более, чем сотне статей, блогов, «бумажных» и электронных изданий, необходимо сосредоточиться на его анализе и подготовке обобщающего типа публикаций. Поэтому я решил завершить сбор информации к середине 2015 года, а это значит, что нельзя откладывать начало бесед с входящим в социологию новым поколением.

В моем проекте первой из седьмой когорты в силу серия объективных и субъективных обстоятельств стала Дуня (Евдокия Павловна) Романова. С определенными пояснениями ее можно считать членом трехпоколенной социологической семьи. Ее отец – недавно скончавшийся социолог, профессор Павел Васильевич Романов. После его развода в воспитании Дуни участвовали, кроме ее матери Татьяны, сам Павел, а также его вторая жена Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, профессор социологии и дочь профессора социологии Валентины Николаевны Ярской-Смирновой. В таком плотном социологическом поле Дуня, скорее всего, должна была двигаться в сторону социологии.  Вот один из ключевых моментов нашего интервью: «Когда мне было семь (а может даже и шесть) лет, мой дорогой папа посадил меня на стол в нашей квартире... и сказал: “Пообещай мне, что ты станешь социологом”. Само собой я согласилась, всегда было сложно возражать папе, да и он всегда хотел для меня самого лучшего».

Поскольку я живу в Америке, я часто я называю мои интервью с российскими социологами, проводимые по электронной почте, «беседами через Океан», но в данном случае это не так. Дуня, окончившая Самарский государственный университет и проучившаяся год в одном из университетов штата Миссури, сейчас учится в социологической магистратуре университета штата Техас в Эль Пасо, одном из самых больших двуязычных (английский и испанский) городов страны, расположенном вблизи границы с Мексикой. Она отмечает: «Университет – достаточно большой, около 28000 студентов. Архитектура выполнена в стиле пирамид Мая, и когда идешь по кампусу, то складывается ощущение, что ты учишься в Латинской Америке, так как повсюду испанская речь». 

Дуня родилась в 1990 году и успела многое. Можно допустить, что значительная часть ее ровесников лишь определяется в своей профессиональной деятельности, она же уже обладает значительным исследовательским и преподавательским опытом в сфере социологии, а также практическим опытом работы в акционистских проектах, которые она называет «социальной работой». Важно и то, что Дуня не только знает российскую и американскую области своей профессиональной деятельности, но и, по ее мнению, глубоко вовлечена в мексиканскую культуру.  

У Дуни много возможностей роста в сфере исследований и обучения социальных работников, у нее множество планов, еще не известно в какой стране (или каких странах) она будет жить и работать. Ничего подобного не могло случиться с социологами первых четырех поколений, мало вероятно – в сообществе следующей когорты, возможно – для социологов шестого поколения –  и будет совсем не редким в поколении  Евдокии Павловны Романовой.

 
[1] Докторов Б. Предисловие к «Биографические интервью с коллегами-социологами». 4-е издание. http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2014/intro.pdf



   Текст интервью
     Второе интервью

к списку