Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма

Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма



Гегер А.Э., Ляшко С.В., Клюев А.В., Саганенко Г.И.
Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 27–40.
ISSN 0869-3617
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49537510

Размещена на сайте: 04.07.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4003 (дата обращения 04.07.2023)



Ссылка при цитировании:

Гегер А.Э., Ляшко С.В., Клюев А.В., Саганенко Г.И. Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 27–40.
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40

Аннотация

Авторы статьи выявляют стратегии протеста преподавательского состава вуза в условиях развивающегося академического капитализма. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведённого авторами в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в марте - июне 2020 г. Основываясь на полученных данных, можно утверждать, что преподаватели испытывают сильную депривацию и ограничены в удовлетворении своих социальных потребностей - в уважении, признании и почёте. Они пытаются найти своё место в сложившейся системе, освободиться от двойного давления: с одной стороны, - администрации, которая целенаправленно насаждает системы рейтингования и эффективного контракта, возрастающей конкуренции между преподавателями, а с другой - студентов, которые теперь воспринимаются как клиенты университетов. В условиях развивающегося академического капитализма преподаватели выбирают одну из трёх стратегий адаптации: 1) конформизм или тихий протест как возможность встроиться в постоянно меняющуюся ситуацию, «играя по правилам и выигрывая»; 2) активный ненасильственный протест в виде итальянской забастовки как возможность продемонстрировать неэффективность модели вуза предпринимательского типа, во всяком случае, в её нынешней версии и защитить классические ценности академического сообщества,; 3) нейтралитет: часть «возрастных» преподавателей работают на результат и занимаются подлинным научным творчеством, однако эта категория самая малочисленная.

Ключевые слова:

академический капитализм мотивация преподаватели протест конформизм academic capitalism motivation university teachers protest conformism

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: