Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа
Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г.
Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219.
ISSN 2412-6519
DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219
EDN: EYNJUY
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=53978228
Размещена на сайте: 11.08.23
Текст статьи на сайте журнала URL: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/dnk/article/view/1395 (дата обращения 11.08.2023)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219
EDN: EYNJUY
Аннотация
Статья посвящена исследованию учебной мотивации студентов современных российских вузов. Во введении раскрываются теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации, показывается исследовательская практика анализа данного феномена. В основной части статьи представлены результаты социологического исследования, проведённого авторами с целью типологизации современных студентов в зависимости от преобладающей направленности учебной мотивации. Эмпирической базой исследования выступил анкетный опрос, осуществленный в 2022 году в нескольких московских вузах. Основываясь на положениях теории самодетерминации, авторы исследуют структуру учебной мотивации опрошенных студентов и демонстрируют преобладающие мотивы посещения вуза. С опорой на результаты кластерного анализа выделяются три группы студентов в зависимости от выраженности внутренней или внешней мотивации, и анализируется кластерный профиль выделенных групп. С применением критериев непараметрической статистики демонстрируются отличия трёх кластерных групп, дифференцированных по полу и курсу обучения. В разрезе кластерной принадлежности показывается оценка профессионального выбора и выявляется готовность опрошенных студентов сменить специальность в будущем. Делается вывод о том, что негативное отношение к профессиональному выбору и готовность к переквалификации больше всего характерна для студентов, которые демонстрируют внешнюю мотивацию интроецированного и экстернального типов. В заключении отмечается прикладной аспект эмпирического анализа учебной мотивации и подчёр- киваются перспективы развития данной темы.
Ключевые слова:
учебная мотивация теория самодетерминации внутренняя учебная мотивация внешняя учебная мотивация амотивация профессиональный выбор кластерный анализ academic motivation self-determination theory intrinsic academic motivation extrinsic academic motivation amotivation professional choice cluster analysisРубрики:
Социология образованияМетоды сбора и анализа социологических данных
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Добрякова М.С., Юрченко О. В.
Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 100–126. - Бочаров В. Ю., Васькина Ю. В., Иванов Д.Ю., Нестеров А. Ю., Ткаченко И.С.
Факторы трудовой мотивации работников предприятий аэрокосмического кластера в условиях цифровизации и роботизации // Семиотические исследования. 2023. Т. 3. № 4. C. 100-113. - Анисимова Т. Г., Маршак А. Л.
Молодежная самозанятость: мотивация и социальное самочувствие // Неформальная занятость в России и Монголии в современных условиях: кол. моногр. / науч. ред. З. Т. Голенкова, отв. ред. Д. Д. Бадараев. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2023. С. 84-94. - Пинчук А. Н., Тихомиров Д. А., Карепова С. Г., Литовко М.А.
Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26. № 2. С. 110–134. - Попова И. П.
Professional Choice: The Influence of the Cultural Resources of the Families of Russian Specialists // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56. No. 10. P. 3-23.