Региональное кино: социальная реальность или миф?
Левченко Н.В., Роговая А.В.
Региональное кино: социальная реальность или миф? // Мониторинг правоприменения. 2023. № 4 (49). С. 81-90.
ISSN 2412-8163
EDN: SIEMIG
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=56667588
Размещена на сайте: 29.12.23
Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: http://uzulo.su/mon-prav/pdf-jpg/mp-2023-4.pdf (дата обращения 29.12.2023)
Ссылка при цитировании:
EDN: SIEMIG
Аннотация
Цель статьи: анализ существующих основных теоретико-методологических подходов к интерпретации понятий «образов», «смыслов» и «конструктов», содержащиеся в современных региональных фильмах, социологическое осмысление содержания региональных картин во взаимосвязи с имеющимися ресурсами регионального кинематографа. Метод исследования: междисциплинарный анализ научных теоретико-методологических подходов к анализу содержания фильмов. Использован также метод анализа документов, в качестве которых выступали короткометражные и полнометражные фильмы Калужской области, Республик: Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Чукотского автономного округа. Результаты: анализ научной литературы показал, что кинематограф рассматривается исследователями с разного ракурса. Представители семиотического подхода анализировали фильмы как знаковые системы, уделяя при этом внимание построению кадра и структуре сюжета. В основе диалогического подхода лежит преодоление проблем коммуникации через диалог между фильмом и зрителем, этносоциологический подход основывается на вовлеченности этничности в различные практики, связанные с развитием киноиндустрии в регионах, нарративный анализ представляет собой «многоходовый» анализ текста по определенным ключевым параметрам. На основе изученных подходов «образ» в исследовании определяется как некий символический смысл, складывающийся на основе восприятия контекста фильма, а «конструкт» рассматривается как определенное структурирование смыслов и образов, тесно связанных с личным восприятием и пониманием особенностей жизни в регионах. В ходе исследования выявлено, что в региональном кинематографе на первый план выдвигается роль семьи и истоков, своего окружения и любви к малой родине. В содержание фильмов зачастую вкладываются также идеи о важности человеческих отношений и нравственных качеств, поднимаются темы дружбы и взаимопомощи. Современное региональное кино соединяет в себе как этническое разнообразие, сохраняя при этом советские ценности, так и локальную специфику. В этом случае «региональность» как социальный процесс определяется в первую очередь с эстетической стороны, как «приобщение к истокам» на основе фольклора, народного творчества, раскрытии особенностей менталитета края, региона. Научная новизна: проведен анализ содержательного наполнения региональных фильмов, позволяющий увидеть отражение социальной реальности, трансляцию жизни общества на экран кинематографа. Изучены особенности нарратива этнических фильмов, личностные мотивы режиссеров, а также осуществлена попытка контекстного анализа «смыслов» и «образов» региональных фильмов, который позволил выявить основные темы и направления в их содержании.
Ключевые слова:
региональный кинематограф семиотический, диалогический, этносоциологический подходы нарративный анализ этническое кино социальные смыслы образ regional cinema semiotic, dialogic, ethno-social approaches narrative analysis ethnic cinema social meanings imageРубрики:
Социология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Левченко Н. В., Роговая А. В.
Особенности кинематографа российских регионов: конструирование социальных смыслов // Артикульт. 2023. № 4 (52). С. 72-86. - Андрианова Е. В., Давыденко В. А.
Социология кино: нарративные оценки зрительских практик // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 3. С. 824–839. - Гуляев С. Б.
Новый «женский ракурс» в кино в контексте гендерного дисбаланса в кинематографическом искусстве // Общество. Среда. Развитие. 2024. № 3 (72). С. 40-49. - Сергеева О. В., Мизиряк Н. А.
Пространственные фантазии в современном российском кино // Обсерватория культуры. 2024. Т. 21. № 5. С. 492-501. - Дождиков А. В.
Повышение эффективности государственной политики в сфере кинематографии с помощью машинного обучения // Наука телевидения. 2024. Т. 20. № 2. С. 55–84.