Экосистема городских сервисов (ЭГС): приоритетные потребности в социальных (электронных) услугах старшего поколения
Григорьева И.А., Равчик М.И.
Экосистема городских сервисов (ЭГС): приоритетные потребности в социальных (электронных) услугах старшего поколения // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. № 3. С. 551-564.
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-3-551-564
EDN: TMKQPW
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=60030261
Размещена на сайте: 06.01.23
Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/index.php/jsps/article/view/18270 (дата обращения 06.01.2024)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-3-551-564
EDN: TMKQPW
Аннотация
Статья основана на идеологии Международного Мадридского плана по активному старению и разработанного на его основе Индекса активного старения (Active Ageing Index – AAI), где приоритетное место отдается занятости пожилых. Подход «активного старения» полностью укладывается в рамки классической и современной активистской социологии. Кратко анализируется социальное обслуживание пожилых в России, которое развивается с конца 1980-х годов, а в 1995 г. было унифицировано и введено в рамки федерального закона. Затем, в 2004 г., реализация функций социального обслуживания вместе с финансированием, были переданы на уровень субъектов РФ. Однако до сих пор мало исследований, где уточняется, в каких услугах нуждаются сами пожилые. Развивается также государственное пенсионное страхование и обеспечение, в рамках которого решается вопрос, какие выплаты, с какого возраста и на каких условиях предоставляются гражданам. В начале 1990-х годов были открыты и службы занятости, но пожилым всегда предлагались вакансии на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места. Цель статьи – показать, что потребности и возможности «старшего поколения» заметно меняются, а существующий подход к предоставлению социальных услуг, сложившийся, в основных чертах, в 1990-е годы, устарел. Наш основной исследовательский вопрос: соответствуют ли проектируемые цифровые экосистемы (сервисы, услуги) положениям, закрепленным в Мадридском плане? Многие пожилые хотят продолжать трудовую или волонтерскую деятельность, в том числе, осваивая цифровую среду. Поэтому дополнительный вопрос следующий: учитываются ли потребности пожилых в трудовой деятельности цифровыми и традиционными поставщиками социальных услуг? Основным эмпирическим материалом статьи является проект Администрации Санкт-Петербурга по цифровизации услуг гражданам, в том числе и пожилым, на основе перечня их потребностей (электронные государственные услуги – ЭГС СПб). В настоящее время этот проект быстро развивается. Статья носит аналитический и полемический характер. Делается вывод, что социальные услуги должны поддерживать достигнутый и нормативный статус пожилого человека как взрослого, независимого и сохраняющего самостоятельность и достоинство.
Ключевые слова:
пожилые пенсионная система социальное обслуживание цифровизация услуг продолженная взрослость и занятость экосистема городских сервисов older people pension system social services digitalization of services continued adulthood and employment ecosystem of urban servicesРубрики:
Социология поколенийСоциальная политика и управление
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Равчик М. И.
Экосистема городских сервисов: исследование приоритетных потребностей в электронных услугах старшего поколения // Успехи геронтологии. 2022. Т. 35. № 4. С. 627. - Равчик М. И., Григорьева И. А.
Приоритетные потребности старшего поколения в социальных (электронных) услугах // Успехи геронтологии. 2024. Т. 37. №. 3. С. 170-176. - Корнилова М. В.
Социальное обслуживание пожилых москвичей // Дискурс. 2016. № 6. С. 70–77. - Parfenova O.A. Caring for Older People in The Post-Soviet Space: The Case Of Russia. Corvinus Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 12. No. 2. Pp. 67-85.
- Видясова Л. А., Кузнецова Е. М., Григорьева И. А.
Интеграция пожилых людей в информационное пространство: исследовательский кейс Санкт-Петербурга // Успехи геронтологии. 2022. Т. 35. № 5. С. 668-678.