Экосистема городских сервисов (ЭГС): приоритетные потребности в социальных (электронных) услугах старшего поколения

Экосистема городских сервисов (ЭГС): приоритетные потребности в социальных (электронных) услугах старшего поколения



Григорьева И.А., Равчик М.И.
Экосистема городских сервисов (ЭГС): приоритетные потребности в социальных (электронных) услугах старшего поколения // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. № 3. С. 551-564.
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-3-551-564
EDN: TMKQPW
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=60030261

Размещена на сайте: 06.01.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/index.php/jsps/article/view/18270 (дата обращения 06.01.2024)



Ссылка при цитировании:

Григорьева И.А., Равчик М.И. Экосистема городских сервисов (ЭГС): приоритетные потребности в социальных (электронных) услугах старшего поколения // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. № 3. С. 551-564.
DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-3-551-564
EDN: TMKQPW

Аннотация

Статья основана на идеологии Международного Мадридского плана по активному старению и разработанного на его основе Индекса активного старения (Active Ageing Index – AAI), где приоритетное место отдается занятости пожилых. Подход «активного старения» полностью укладывается в рамки классической и современной активистской социологии. Кратко анализируется социальное обслуживание пожилых в России, которое развивается с конца 1980-х годов, а в 1995 г. было унифицировано и введено в рамки федерального закона. Затем, в 2004 г., реализация функций социального обслуживания вместе с финансированием, были переданы на уровень субъектов РФ. Однако до сих пор мало исследований, где уточняется, в каких услугах нуждаются сами пожилые. Развивается также государственное пенсионное страхование и обеспечение, в рамках которого решается вопрос, какие выплаты, с какого возраста и на каких условиях предоставляются гражданам. В начале 1990-х годов были открыты и службы занятости, но пожилым всегда предлагались вакансии на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места. Цель статьи – показать, что потребности и возможности «старшего поколения» заметно меняются, а существующий подход к предоставлению социальных услуг, сложившийся, в основных чертах, в 1990-е годы, устарел. Наш основной исследовательский вопрос: соответствуют ли проектируемые цифровые экосистемы (сервисы, услуги) положениям, закрепленным в Мадридском плане? Многие пожилые хотят продолжать трудовую или волонтерскую деятельность, в том числе, осваивая цифровую среду. Поэтому дополнительный вопрос следующий: учитываются ли потребности пожилых в трудовой деятельности цифровыми и традиционными поставщиками социальных услуг? Основным эмпирическим материалом статьи является проект Администрации Санкт-Петербурга по цифровизации услуг гражданам, в том числе и пожилым, на основе перечня их потребностей (электронные государственные услуги – ЭГС СПб). В настоящее время этот проект быстро развивается. Статья носит аналитический и полемический характер. Делается вывод, что социальные услуги должны поддерживать достигнутый и нормативный статус пожилого человека как взрослого, независимого и сохраняющего самостоятельность и достоинство.

Ключевые слова:

пожилые пенсионная система социальное обслуживание цифровизация услуг продолженная взрослость и занятость экосистема городских сервисов older people pension system social services digitalization of services continued adulthood and employment ecosystem of urban services

Рубрики:

Социология поколений
Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации: