Теория морали и начала общественных наук: понятие совести у И. Канта и в прозе Е. Д. Айпина

Теория морали и начала общественных наук: понятие совести у И. Канта и в прозе Е. Д. Айпина



Ноговицин О.Н.
Теория морали и начала общественных наук: понятие совести у И. Канта и в прозе Е. Д. Айпина // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 4 (55). С. 787–797.
ISSN 2587-9766
DOI: 10.30624/2220-4156-2023-13-4-787-797
EDN: CGVYMA
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=62755286

Размещена на сайте: 14.01.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/ru/content/теория-морали-и-начала-общественных-наук-понятие-совести-у-и-канта-и-в-прозе-е-д-айпина (дата обращения 14.01.2023)



Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Теория морали и начала общественных наук: понятие совести у И. Канта и в прозе Е. Д. Айпина // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 4 (55). С. 787–797.
DOI: 10.30624/2220-4156-2023-13-4-787-797
EDN: CGVYMA

Аннотация

Введение. Концептуализация понятия совести в идеалистических социофилософских концепциях конца XVIII — первой половины XIX вв., послужила одним из теоретических оснований формирования общественных наук. В статье кантовская концепция универсального понятия совести оценивается в сравнении с традиционным понятием совести в том виде, в каком оно предстает в прозе Е. Д. Айпина и в современных научных исследованиях общества хантов. Цель статьи: сопоставление либеральной концепции развития исторического процесса из моральных задатков человеческой природы (совести) и традиционного понятия совести как основы существования коллектива. Материалы исследования: корпус сочинений Канта, представляющих его теорию морали, религии и права, литературные сочинения Е. Д. Айпина и материалы этнологических и лингвистических исследований культуры хантов. Результаты и научная новизна. Либеральная теория общества И. Канта концептуализирует разрыв между традиционным понятием морали и религии, в котором задатки моральности подавляются системой религиозных предрассудков и суеверий, и либеральной современностью, основанной на универсальном понятии морали, в центре которого он ставит понятие совести в качестве средства абсолютного оправдания человеческой деятельности. Такой образ «чистой совести» прямо противоположен традиционному понятию о совести. Литературный вариант моральной рефлексии, представленной в прозе Е. Д. Айпина, свидетельствует не о чистой совести и политическом проекте реализации в мире ее потенций, а о совести больной, т.е. озабоченной реальными нуждами отдельных людей и народа в целом. Научная новизна исследования состоит в том, что понятие совести у И. Канта впервые исследуется в сравнительной перспективе с анализом традиционного понятия совести, представленным у Е.Д. Айпина и в культуре хантов.

Ключевые слова:

теория либерализма право моральная религия совесть традиционное общество ритуал миф theory of liberalism law moral religion conscience traditional society ritual myth

Рубрики:

История и теория социологии
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: