«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Александром Александровичем
Кондаковым

(VII поколение)


Кондаков А.А., окончил гуманитарный факультет ЛЭТИ (СПб государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова (Ленина)) (2005 г.) и магистратуру Международного института социологии права в Оньяти (Испания); степень магистра с оценкой Magna cum laude (2011). С 2010 г. – научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, с 2013 г. – ассистент профессора в Европейском университете в  СПб, с 2014 г. – заместитель главного редактора Журнала исследований социальной политики (Высшая школа экономики, Москва). Основные области научного интереса: социология прав человека, социальное гражданство, сексуальность.
Интервью состоялось: сентябрь-ноябрь 2014 г.



 Интервью с Александром Александровичем Кондаковым – второе с представителями седьмой когорты советских / российских социологов. К ним относятся те, кто родился в интервале между 1983 и 1994 годами. Социологи шестого поколения (годы рождения – 1971-1982) родились в последние годы развитого социализма, а свою социологическую карьеру начинали на заре перестройки или уже в новой России, а седьмого – знают СССР лишь по учебникам, рассказам взрослых, из фильмов, художественной литературы. Если для всех социологов первых шести поколений прибалтийские, закавказские страны, южные государства, даже Украина и Белорусия – часть большой Родины, то для седьмого – уже при рождении или вскоре после рождения – все это заграница. Они по своему опыту не знают, что такое КПСС и ВЛКСМ, коммунистическая идеология и социалистическое соревнование, что такое «выездные комиссии». Великая отечественная война удалена от них на четыре десятилетия. Это поколение формировалось совсем в ином мире, чем их родители, не говоря о дедушках и бабушках, у них – иные ценности, они говорят на «другом» русском, слушают другую музыку.

 

Принимая все сказанное, мы должны признать, что их социология с момента усвоения азов этой науки, иная, чем социология, с которой имели дело не только социологи первого и второго поколений, но даже третьего – пятого, иногда – шестого. Наука стала иной и принципы ее преподавания – иные. Седьмое поколение – не представляет, как можно заниматься наукой без компьютера, без использования электронной почты и Интернета. Уверенное знание английского языка, по крайней мере – чтение научной литературы стало обязательным. Представления большинства о Западноевропейских странах и США базируются не на романах и фильмах, а на собственных коротких или достаточно продолжительны визитах, участиях в летних студенческих школах и семинарах, в совместных международных проектах.

То, что для старших было невозможным, для них – естественно. И что важно, это стало не в следствии какого-то «скачка», но как итог тренда, который возник в первые постперестроечные годы. Безусловно, студенты, обучающиеся в ведущих университетах Москвы и Петербурга, активнее пользуются плодами данного тренда, учащиеся региональных университетов имеют значительно меньшие возможности. Но многие из них включаются в этот тренд в период магистратуры и аспирантуры.

Так, Евдокия Романова, первый из моих респондентов седьмого поколения, в годы обучения в бакалавриате и специалитете Самарского государственного университета год училась по гранту в Миссури, а магистратуру проходит в одном из университетов Техаса.

Александр Кондаков после окончания гуманитарного факультета в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете им. В. И. Ульянова (Ленина) и службы в армии стал учиться по магистерской программе в Международном институте социологии права в Бильбао (Испания). В 2011 году подготовленная им магистерская диссертация была защищена с оценкой Magna cum laude.

Нет оснований торопиться с выводами и даже гипотезами, но можно допускать, что российская социология уже второго-третьего десятилетий текущего столетия будет делаться российскими специалистами, обладающими домашним и зарубежным образованием.



   Текст интервью

к списку