Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей

Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей



Мареева С.В., Слободенюк Е.Д.
Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей // Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 3. С. 98-115.
ISSN 2073-6606
DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3-98-115
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49546308

Размещена на сайте: 02.02.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://te.sfedu.ru/evjur/data/2022/3/mareeva_slobodenyuk.pdf (дата обращения 02.02.2024)



Ссылка при цитировании:

Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей // Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 3. С. 98-115.
DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3-98-115

Аннотация

В статье на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ проведен эмпирический анализ конфигурации неравенства в инвестициях в человеческий капитал детей в современном российском обществе и оценка произошедших в ней изменений под влиянием коронакризиса. Показано, что положение домохозяйства в социально-экономических иерархиях по уровню образования, профессиональному статусу, уровню дохода и субъективному самоощущению дифференцирует практики инвестиций в образование детей. Нарастание доли домохозяйств, инвестирующих в человеческий капитал детей, происходит отдельно по мере перемещения от менее к более благополучным позициям в каждой из этих иерархий. В период 2013–2018 гг. число семей, осуществлявших расходы на образование детей, возрастало, однако новый кризис, вызванный пандемией, повлек откат ситуации, нивелировав эти результаты во всех группах, кроме наиболее благополучных. С точки зрения охвата младшего поколения россиян дополнительными (для школьников – вне школы, для дошкольников – вне семьи) занятиями оказывается, что дети достаточно активно вовлечены в разные виды творческого развития, менее активно – в спортивные занятия, в наименьшей степени – в занятия, направленные на получение углубленных знаний. Коронакризис сократил вовлеченность и в спортивные, и в творческие занятия детей как из благополучных, так и из менее благополучных домохозяйств. Вовлеченность в получение дополнительных знаний оказалась наиболее устойчивой к этому внешнему шоку. Дети, получающие дополнительные знания, локализуются в домохозяйствах с высоким социальным статусом по различным осям, но даже в них составляют меньшинство. Многостороннее развитие ребенка, т.е. включенность во все три типа дополнительных занятий, практически не встречается, в то время как полная исключенность из каких-либо форм внешкольных / внесемейных развивающих активностей распространена достаточно широко.

Ключевые слова:

человеческий капитал инвестиции в человеческий капитал человеческий капитал детей неравенство последствия пандемии human capital human capital investments human capital of children inequality pandemic

Рубрики:

Социальная структура и стратификация
Экономическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: