Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства

Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства



Ангарская И.В., Позднякова М.Е.
Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 71–86.
ISSN 1811-0916
DOI: 10.15372/PHE20240105
EDN: CSGXGC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=63496372

Размещена на сайте: 16.04.24

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Ангарская И.В., Позднякова М.Е. Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 71–86.
DOI: 10.15372/PHE20240105
EDN: CSGXGC

Аннотация

Введение. Анализируются проблемы современного российского образования в условиях глобализирующих факторов постиндустриального общества, одним из которых является кризис национальной самоидентификации. В современной России гуманизация образования основана на национальной самоидентификации и в рамках аксиологии образования рассматривается как стратегия формирования человеческого достоинства и как путь выхода из сложного состояния девальвации традиционных ценностей. Отмечается, что в условиях глобализации, возвращение к класическому гуманизму и традиционным национальным ценностям в системе образования, позволит «пробудить» индивидуальное начало обучающегося, укрепить его достоинство и позитивно скажется на общественном развитии.  Методология. Представлен комплексный обзор философских воззрений, на предмет значимости концепции классического гуманизма в формировании достоинства человека как гражданина, а также значение национальной системы воспитания и образования в данном процессе. В статье используется сочетание методов философской аналогии и сравнения. Обсуждение. Раскрыта значимость возрождения классического гуманизма в системе российского образования с опорой на национальную идентичность, без наложения иностранных моделей воспитания. Критическое отношение к антропоцентризму и индивидуализму может послужить стратегией формирования и укрепления человеческого достоинтва в преодолении антропологического кризиса и противоречий постиндустриального общества. Концепция классического гуманизма в совокупности с независимым национальным образованием обладает потенциалом для привития подрастающему поколению  понимания воспитания ментальных основ на любви к своему языку, культуре и своей Родине, что в целом, позволяет возродить национальную идентичность, укрепить человеческое достоинство, преодолеть антропологический кризис и укрепить  государственную целосность.Заключение. Возрождение концепции классического гуманизма в системе российского образования, а также поворот образования на национальную идентичность и гражданственность, может позитивным образом сказаться на проблеме антропологического кризиса, порожденного обществом потребления, поскольку сможет поспособствовать выходу из состояния девальвации традиционных ценностей, сохранить достоинство отдельного гражданина и укрепить суверенную целостность всего государства.

Ключевые слова:

образование ценности глобализация кризис национальной идентичности достоинство национальное образование education values globalization crisis of national identity dignity national education

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: