Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества
Осадчая Г.И., Юдина Т.Н.
Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1. C. 140-154.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154
EDN: WMXZKB
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=65579746
Размещена на сайте: 26.04.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/38503/23297 (дата обращения 26.04.2024)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154
EDN: WMXZKB
Аннотация
Решение интеграционных задач по формированию общего рынка тру-да, взаимопроникновению ценностей и идей, обеспечению взаимопонимания и доверия между народами требует создания единого образовательного пространства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сближения образовательных и профессиональных стандартов, взаимного признания дипломов, ученых степеней и званий. В статье рассмотрена академическая мобильность внутри интеграционного объединения и современные практики сотрудничества государств-членов и стран-наблюдателей Союза в области высшего образования на основе данных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Федеральной службы государственной статистики России, а также дана оценка результативности продвижения идей евразийской интеграции по результатам эмпирического исследования и обозначены резервы развития сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования. В частности, выявлено сокращение обмена студентами между вузами стран-членов при одновременном росте числа ино-странных студентов из стран дальнего зарубежья; в рамках академической мобильности ЕАЭС Россия по-прежнему принимает больше обучающихся, чем ее партнеры. Это говорит о неравноценности студенческой и преподавательской академической мобильности, вызывает беспокойство в странах-членах и странах-кандидатах, требует изменения законодательства и финансирования и учета роста конкуренции за влияние в сфере образования с Турцией, Европой и Китаем. Показано развитие структуры и программ сотрудничества в сфере образования, расширение сети филиалов ведущих вузов Союза в других странах, создание ведущими вузами Консорциума, Евразийского Сетевого университета и Славянских университетов, заключение новых соглашений о сотрудничестве. Развитие сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования требует достижения согласия между участниками интеграционных процессов, включении образования в интеграционную повестку на высшем уровне, отнесения вопросов высшего образования к отдельной сфере сотрудничества, расширения нормативно-правового регулирования вопросов сотрудничества и формирования институциональной базы управления сферой высшего образования в ЕАЭС.
Ключевые слова:
Евразийский экономический союз евразийская интеграция высшее образование сотрудничество сетевые университеты славянские университеты образовательные программы Eurasian Economic Union Eurasian integration higher education cooperation network universities Slavic universities educational programsРубрики:
Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Трофимова И. Н.
Исследовательские университеты и перспективы международной академической мобильности в условиях пандемии covid-19 // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 2. С. 89-99. - Ключарев Г. А.
Частное (негосударственное) высшее образование: инновационный потенциал и инвестиционная привлекательность (по материалам экспертного опроса)// Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1869 - Chernikova, A.A. Foreign Students’ Satisfaction of Russian Educational Environment in 2019. Contemporary Problems of Social Work. 2020. Vol. 6. No. 2 (22). P. 44–50.
- Osipov G., Karepova S., Ponkratov V., Karaev A., Masterov A., Vasiljeva M. Economic and Mathematical Methods for Ranking Eastern European Universities. Industrial Engineering & Management Systems, 2020, Vol. 19, No 1, pp. 273-288.
- Семенов Е. В., Соколов Д. В.
Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 4. Ч. 1. С. 137‐153.