Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии
Сенина Т.А.
Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2024. — Т. 25. — Вып. 1. — С. 159–171.
ISSN 1819-2777
DOI: 10.25991/VRHGA.2024.1.1.011
EDN: FNQVXG
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=68632947
Размещена на сайте: 24.10.24
Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://rhga.ru/upload/uf/478/ct10uo2a5p35uzwe8fztbf9aq32frubo.pdf (дата обращения 24.10.2024)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.25991/VRHGA.2024.1.1.011
EDN: FNQVXG
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды последнего крупного византийского философа Георгия Гемиста Плифона на ислам — религию турок, главных противников Византии в конце ее истории. В отличие от большинства поздневизантийских интеллектуалов, Плифон не смотрел на ислам как на безусловное зло и варварство, — напротив, он видел причину военных успехов турок в преимуществах их законодательства и государственного управления и призывал к скорейшим реформам в этой области, которые могли бы спасти империю от катастрофы. Такая оценка сближала философа с простыми византийцами, которые тоже видели в турецкой администрации больше порядка и массово переходили в ислам, отказываясь от сопротивления завоевателям. По-видимому, на важное в философско-богословской системе Плифона учение о неотвратимой судьбе, предопределенном будущем и неразрушимой цепи причин и следствий оказали определенное влияние не только стоические концепции, но и исламское учение о предопределении, имеющее немало параллелей со взглядами Гемиста. Тогда как другие поздневизантийские авторы видели в победах мусульман кару за грехи византийцев против христианской религии, Плифон считал, что самый тяжкий грех, из-за которого византийцы терпят поражение на войне, это неверие в божественный промысел (а по сути — в неотвратимую судьбу), вере в который им следовало бы поучиться у мусульман.
Ключевые слова:
Георгий Гемист Плифон византийская философия ислам политическая теология божественный промысел судьба детерминизм George Gemistos Plethon Byzantine philosophy Islam political theology divine providence fate determinismРубрики:
Социология культурыСмежные дисциплины
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Сенина Т. А.
Тема бессмертия души в философии Плифона (с приложением перевода его надгробных слов Клеопе Малатесте и Елене Палеологине) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 161–176. - Комиссаров С. Н., Карпухин О. И.
Художественно-творческая интеллигенция: миссия и судьба в новой России // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 6. С. 33-61. - Андреев А. Л.
Ленинские статьи о литературе и социальная диалектика марксизма // Философия хозяйства. 2020. № 1. С. 227-238. - Сапов В. В.
С.И. Гессен на «башне» Вячеслава Иванова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2019. № 4 (50). С. 137-139. - Макаревич Э.Ф., Карпухин О. И.
Интеллектуальная культура власти и национальная безопасность // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 3. С. 7-36.