Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии

Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии



Сенина Т.А.
Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2024. — Т. 25. — Вып. 1. — С. 159–171.
ISSN 1819-2777
DOI: 10.25991/VRHGA.2024.1.1.011
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68632947

Размещена на сайте: 24.10.24

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://rhga.ru/upload/uf/478/ct10uo2a5p35uzwe8fztbf9aq32frubo.pdf (дата обращения 24.10.2024)



Ссылка при цитировании:

Сенина Т.А. Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2024. — Т. 25. — Вып. 1. — С. 159–171.
DOI: 10.25991/VRHGA.2024.1.1.011

Аннотация

В статье рассматриваются взгляды последнего крупного византийского философа Георгия Гемиста Плифона на ислам — религию турок, главных противников Византии в конце ее истории. В отличие от большинства поздневизантийских интеллектуалов, Плифон не смотрел на ислам как на безусловное зло и варварство, — напротив, он видел причину военных успехов турок в преимуществах их законодательства и государственного управления и призывал к скорейшим реформам в этой области, которые могли бы спасти империю от катастрофы. Такая оценка сближала философа с простыми византийцами, которые тоже видели в турецкой администрации больше порядка и массово переходили в ислам, отказываясь от сопротивления завоевателям. По-видимому, на важное в философско-богословской системе Плифона учение о неотвратимой судьбе, предопределенном будущем и неразрушимой цепи причин и следствий оказали определенное влияние не только стоические концепции, но и исламское учение о предопределении, имеющее немало параллелей со взглядами Гемиста. Тогда как другие поздневизантийские авторы видели в победах мусульман кару за грехи византийцев против христианской религии, Плифон считал, что самый тяжкий грех, из-за которого византийцы терпят поражение на войне, это неверие в божественный промысел (а по сути — в неотвратимую судьбу), вере в который им следовало бы поучиться у мусульман.

Ключевые слова:

Георгий Гемист Плифон византийская философия ислам политическая теология божественный промысел судьба детерминизм George Gemistos Plethon Byzantine philosophy Islam political theology divine providence fate determinism

Рубрики:

Социология культуры
Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: