Антилатинские сочинения Георгия Гемиста Плифона: тексты и контекст

Антилатинские сочинения Георгия Гемиста Плифона: тексты и контекст



Сенина Т.А.
Антилатинские сочинения Георгия Гемиста Плифона: тексты и контекст // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 46. С. 260–286.
ISSN 2224-5391
DOI: 10.24412/2224-5391-2024-46-260-286
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68531126

Размещена на сайте: 24.10.24

Текст статьи на сайте Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antilatinskie-sochineniya-georgiya-gemis-ta-plifona-teksty-i-kontekst/viewer (дата обращения 24.10.2024)



Ссылка при цитировании:

Сенина Т.А. Антилатинские сочинения Георгия Гемиста Плифона: тексты и контекст // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 46. С. 260–286.
DOI: 10.24412/2224-5391-2024-46-260-286

Аннотация

Данная работа представляет анализ и комментированный перевод сочинений Георгия Гемиста Плифона, связанных с антилатинской полемикой: трактата «Против книги в защиту латинского догмата» и письма к кардиналу Виссариону с ответами на его возражения.  Анализ и комментарии включают в себя исследование истории написания этих сочинений, их богословского и исторического контекста, их связи со взглядами Плифона в целом. Антилатинские сочинения Плифона, известного своей приверженностью к платонизму и эллинским религиозно-философским концепциям, его участие в работе Ферраро-Флорентийского собора и критика унии вызвали особый интерес исследователей и привели к неоднозначным оценкам и противоречивым интерпретациям личности, взглядов и целей Гемиста. В работе заново рассмотрен ряд связанных с этим вопросов, в частности, интерпретация Войцеха Гладки, согласно которой Плифон был христианином и не имел никакакой неоязыческой «фратрии», а его «Законы» были просто личными записками, не отражающими действительные религиозные взгляды автора. Показано, что, несмотря на формальную защиту православия на соборе и написанный трактат против Filioque, Плифон оставался убежденным платоником, верным тем нехристианским взглядам, которые изложил в «Законах» и которые глубоко возмущали Георгия Схолария, тогдашнего лидера православного сопротивления. Свой антилатинский трактат Плифон использовал не просто для критики Filioque, но для изложения основ «эллинского богословия», обладающего, с точки зрения Гемиста, философской логичностью, от которой христианское богословие отказалось. В конечном счете, формально христианское сочинение стало для Плифона способом распространения собственных нехристианских взглядов. Унию с латинянами Гемист отвергал не вследствие собственных православных убеждений: с его точки зрения, уния была бесполезной как чисто человеческое ухищрение, не способное помочь государству, а главным грех византийцев, из-за которого они лишились божественной помощи, состоял в неверии, в отличие от турок, в божественный промысел, который Плифон понимал в стоическом духе как неотвратимую судьбу.

Ключевые слова:

Георгий Гемист Плифон Георгий Схоларий философия богословие греки и латиняне Filioque платонизм эллинизм Ферраро-Флорентийский собор история Византии переводы источников George Gemistos Plethon George Scholarios philosophy theology Greeks and Latins Filioque Platonism Hellenism Council of Ferrara-Florence history of Byzantium translations of sources

Рубрики:

Социология конфликта
Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: