Застрявшие в бедности и сохранившие богатство: индивидуальная мобильность по доходам в России
Мареева С.В., Слободенюк Е.Д.
Застрявшие в бедности и сохранившие богатство: индивидуальная мобильность по доходам в России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2020. № 3–4 (131). С. 100–115.
ISSN 2070-5107
Размещена на сайте: 30.10.24

Ссылка при цитировании:
Аннотация
Статья посвящена проблеме индивидуальной мобильности россиян по доходам в объективном и субъективном измерении. Эмпирической базой исследования выступают данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ НИУ ВШЭ), волны 2014-2017 гг. Следуя логике исследования относительной (позиционной) доходной мобильности, используемой, в том числе, в недавно опубликованном докладе ОЭСР, но адаптировав ее с учетом реалий современного российского общества, авторы обращаются к анализу масштабов и направлений и индивидуальной мобильности на четырехлетнем интервале между доходными квинтилями. Также рассмотрен состав групп, устойчиво пребывающих в наименее и наиболее благополучном положении по доходам («липкого пола» и «липкого потолка»). Аналогичная логика анализа использована для анализа субъективной доходной мобильности – изменений самооценки своего положения на шкале бедность-богатство. Результаты показывают, что в российском обществе масштабы мобильности по доходам оказываются достаточно высоки, что в целом в большей степени свойственно странам, проходящим периоды трансформации. На возможности мобильности по доходам влияют факторы как классового, так и неклассового характера, и сохраняющаяся высокая значимость аскриптивных факторов для устойчивого неблагополучия и благополучия требует внимания государства. Субъективная оценка положения по шкале доходов оказывается даже более волатильной, причем субъективная доходная мобильность слабо коррелирует с объективной. В наиболее неблагополучном положении с точки зрения объективной доходной мобильности находятся, в первую очередь, семьи с детьми, а с точки зрения субъективной доходной мобильности - пенсионеры с множественными хроническими заболеваниями. При этом ни одну из социально-демографических категорий нельзя однозначно определить как зону локализации иммобильности по доходам или их самооценке, так как положение индивидов, принадлежащих к ним, качественно отличается в зависимости от уникального сочетания жизненных обстоятельств.
Ключевые слова:
доходная мобильность субъективная мобильность иммобильность «липкий пол»" «липкий потолок» доходы социальное неравенство income mobility subjective mobility immobility “sticky floor” “sticky ceiling” income social inequalityРубрики:
Социальная структура и стратификацияСоциология
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Mareeva S.V., Slobodenyuk E.D. A Society of Unstable Well-Being: Income Mobility and Immobility in Russia. Europe-Asia Studies. 2023. Vol. 75. No. 9. P. 1475-1493.
- Мареева С. В., Слободенюк Е. Д.
Относительная доходная мобильность россиян в объективном и субъективном измерении: специфика и вызовы для социальной политики // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 394-399. - Mareeva S.V., Slobodenyuk E.D., Anikin V.A. Support for reducing inequality in the new Russia: Does social mobility matter? Intersections (Hungary). 2022. Vol. 8. No. 2. P. 175-196.
- Мареева С. В., Слободенюк Е. Д., Аникин В. А.
Толерантность к социальным неравенствам в эпоху неопределённости в России - важна ли субъективная мобильность? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 39-60. - The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. - 373 p.