«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In Calumniatorem Platonis Виссариона Никейского

«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In Calumniatorem Platonis Виссариона Никейского



Семиколенных М.В.
«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In Calumniatorem Platonis Виссариона Никейского // Платоновские исследования. 2024. Т. 20. № 1. С. 248-269.
ISSN 2410-3047
DOI: 10.25985/PI.20.1.10
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=68004550

Размещена на сайте: 31.10.24

Текст статьи на сайте журнала URL: http://pinvestigations.ru/stable/389D95EC-397C-4919-B7AD-2E15755265B2 (дата обращения 31.10.2024)



Ссылка при цитировании:

Семиколенных М.В. «Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In Calumniatorem Platonis Виссариона Никейского // Платоновские исследования. 2024. Т. 20. № 1. С. 248-269.
DOI: 10.25985/PI.20.1.10

Аннотация

Споря о сравнительных преимуществах учений Платона и Аристотеля, греческие интеллектуалы xv века задавались вопросом, насколько близко философы древности подошли к постижению христианских истин, и можно ли найти в их наследии какие-либо элементы, напоминающие учение о триедином (или хотя бы едином) Боге. Статья посвящена трактовке этого вопроса в сочинении «Против клеветника на Платона» (In Calumniatorem Platonis) Виссариона Никейского, посвятившего много страниц опровержению заявления своего противника, Георгия Трапезундского, будто бы Аристотель посредством одного лишь природного разума сумел постичь Троицу. В рассуждениях Виссариона можно проследить две линии: условно «гуманистическую» (относящиеся к ней доводы изложены по большей части во второй книге сочинения) и «схоластическую» (развивая которую в третьей книге, Виссарион опирался на заметки, Notata, написанные для него ученым доминиканцем Джованни Гатти), различающиеся нетолько содержательно, но и стилистически. Если «схоластическая» критика направлена в первую очередь против попыток Георгия использовать для обоснования своего заявления учение о «следах Троицы» (vestigia Trinitatis), а ее текст структурирован по правилам quaestio disputata, то «гуманистическая» часть практически полностью посвящена доказательству неправомерности использования в качестве довода в пользу наличия у Аристотеля учения о Троице известного фрагмента «О небе» (Cael. 268a7-17), причем Виссарион широко использует способы аргументации, весьма напоминающие методы работы его современников, филологов-гуманистов: сопоставление различных текстов, обсуждение более или менее точных переводов отдельных слов и выражений, принятие во внимание более широкого культурного и исторического контекста и т.д.

Ключевые слова:

Неоплатонизм Троица Виссарион Никейский Георгий Трапезундский Neoplatonism the Holy Trinity Basilios Bessarion George of Trebizond

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: