«Риторика знает будущее, как Бог»: Соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII века

«Риторика знает будущее, как Бог»: Соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII века



Черноглазов Д.А.
«Риторика знает будущее, как Бог»: Соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII века // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 1. C. 131-147.
ISSN 1995-4328
DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-131-147
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=69026940

Размещена на сайте: 15.11.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://classics.nsu.ru/schole/assets/files/18-1-chernoglazov.pdf (дата обращения 15.11.2024)



Ссылка при цитировании:

Черноглазов Д.А. «Риторика знает будущее, как Бог»: Соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII века // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 1. C. 131-147.
DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-131-147

Аннотация

Проблема соотношения философии и риторики, широко обсуждавшаяся в эпоху поздней античности, вновь обретает актуальность в Византии XI – XII вв. Задача настоящей статьи – определить, какую позицию по этому вопросу занимал Михаил Италик († до 1157 г.), византийский ученый, ритор и философ-неоплатоник. В науке отмечалось, что в двух своих сочинениях Италик формулирует две противоположные точки зрения: в одном он утверждает, что философия бесполезна и намного уступает риторике, а в другом возвеличивает философию, способную не только исследовать отвлеченные предметы, но и заботиться о человеческом благе. В докладе анализируются эти и другие тексты, в которых Италик рассуждает о философии и риторике. Демонстрируется, что Италик присуждал первенство философии, но высоко ценил и красноречие. Делается вывод, что идеал Михаила Италика, как и других авторов той эпохи – синтез философской мысли и риторического изящества. Приводятся примеры из его сочинений, показывающие, как такой синтез реализуется на практике. Этой позиции противоречит лишь одно небольшое сочинение Италика, где он утверждает превосходство риторики над философией. Этот текст, совершенно необычный в контексте позднеантичной и византийской традиции – вероятно, образец риторической игры, не отражающей взгляды автора.

Ключевые слова:

Михаил Италик Михаил Пселл Феодор Продром Мануил Карантин Платон «Горгий» риторика философия Комниновский ренессанс Michael Italikos Michael Psellos Theodoros Prodromos Manuel Karantenos Plato “Gorgias” rhetoric philosophy Komnenian renaissance

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: