Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза

Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза



Бочаров В.Ю., Гаврилюк В.В.
Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Т. 20. № 3. С. 437–449.
ISSN 1999-9836
DOI: 10.52180/1999-9836_2024_20_3_9_437_449
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68922329

Размещена на сайте: 18.11.24

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://inecon.org/docs/2024/UZhN_2024_3.pdf (дата обращения 18.11.2024)



Ссылка при цитировании:

Бочаров В.Ю., Гаврилюк В.В. Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Т. 20. № 3. С. 437–449.
DOI: 10.52180/1999-9836_2024_20_3_9_437_449

Аннотация

В статье представлены данные двух панельных массовых анкетных опросов студентов 1 и 4 курса бакалавриата, выполненных в мониторинговом режиме в Тюменском государственном университете в 2022-2023 гг. Используя теоретические положения социологии жизни, даётся сравнительный анализ характеристик ожиданий студентов относительно будущей профессиональной, карьерной и статусной позиции на региональном рынке труда. Подчёркивается важность учёта темпоральных параметров движения студента по своей личной образовательной траектории, дифференцирующих трудовые установки и ожидания к выбору и построению карьерных траекторий среди первокурсников и выпускников вуза. У студентов выпускного курса заметно ниже уровень идентификации с будущей профессией и долгосрочной перспективой профессиональной траектории в рамках полученного в вузе профессионального образования, выше уровень тревожности относительно своего профессионального будущего и карьеры. Несмотря на то, что выпускники менее чем первокурсники склонны выражать желание международной миграции, именно среди них такие намерения декларирует каждый третий юноша и обучающийся по естественнонаучным специальностям. Вместе с тем, обнаружены устойчивые характеристики жизненного мира студентов, которые присущи и первокурсникам, и выпускникам. К ним относятся представления об идеальной карьере и статусные ожидания; предпочтение формы трудового найма и графика работы; приверженность материальным ценностям. Результаты проведённого исследования могут быть использованы для корректировки региональной и внутриорганизационной социальной политики в целях повышения привлекательности организаций и предприятий Тюменской области региона для возможного трудоустройства молодого специалиста с высшим образованием.

Ключевые слова:

студенты вуза молодые специалисты жизненный путь карьерные и статусные ожидания профессиональное будущее региональный рынок труда university students young specialists life path career and status expectations professional future regional labor market

Рубрики:

Экономическая социология
Социология труда



Возможно, вам будут интересны другие публикации: