Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции
Бабич Н.С., Иващенкова Н.В.
Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 1 (114). С. 68–80.
ISSN 1991-9468
DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080
EDN: QCJZOB
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=65006253
Размещена на сайте: 18.11.24

Ссылка при цитировании:
DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080
EDN: QCJZOB
Аннотация
Введение. На российском рынке труда наблюдается ситуация, когда профессиональные компетенции, вырабатываемые системой образования, не обеспечивают той высокой степени интеграции с реальной экономикой, на которую они нацелены. Социокогнитивный подход к социальным институтам как системам переработки информации позволяет предположить, что это отчасти может быть связано с использованием работодателями и образовательными структурами разных языков описания компетенций. Цель исследования - проверить гипотезу о существовании такого расхождения на примере конкретной отрасли (прикладной социологии). Материалы и методы. Методом кейс-стади на материале доступного авторам архива переписки по кадровым вопросам компании из области прикладной социологии, действующей в 2012-2019 гг. (46 документов), была проверена гипотеза об использовании работодателями иного языка описания компетенций. Методом контент-анализа крупнейших порталов вакансий hh.ru, superjob.ru и «Авито.Работа» проверялась гипотеза о неиспользовании на рынке труда образовательных стандартов описания компетенций. Результаты исследования. По итогам анализа архива переписки доказано использование работодателями иного, по сравнению с системой образования, языка в описании требований к сотрудникам (в том числе их компетенций). Результаты контент-анализа обнаружили феномен практически полного отрыва рынка труда от формальных стандартов высшего образования (образовательные стандарты описания компетенций социологов не использованы ни в одной вакансии или резюме из более 32 тыс. обнаруженных на порталах). Обсуждение и заключение. Для преодоления невостребованности выпускников на рынке труда необходимо преодолеть существующий языковой разрыв между системой образования и работодателями. С этой целью должна быть изменена система валидации компетенций. Источником их описания может быть не сама система образования, рождающиеся в ней тексты и идеи, а требования работодателей, вербализованные ими в описании вакансий. Описания компетенций, которые не соответствуют широко распространенным требованиям работодателей, должны автоматически исключаться из стандартов профессионального образования как невалидные. Полученные результаты вносят вклад в усилия по выявлению критических проблем в образовательной системе и адаптации ее к актуальным потребностям рынка труда.
Ключевые слова:
система образования рынок труда компетентностный подход социокогнитивная модель контент-анализ education system labor market competence approach socio-cognitive model content analysisРубрики:
Социология образованияСоциология коммуникаций
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Константиновский Д. Л.
Образование и рынок труда: новая ситуация // Не расстанусь с молодежью, буду... : сб . науч . статей к 80 - летию проф . Ю. Р. Вишневского / [под общ. ред. Ю. Р. Вишневского ; отв. за вып. Д. Ю. Нархов]. — Екатеринбург : Изд - во Урал. ун - т а, 2018. С. 268-274. - Гаспаришвили А. Т.
Среднее специальное образование и рынок труда: подготовка специалистов или ступень к вузу // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 7. С. 50–58. - Медведева Е. И.
Ридж-модель как инструмент прогноза востребованности организаций системы образования; Прогноз изменения численности обучающихся // Экономическая активность населения в сфере образования и труда: [монография] / О. А. Александрова, Н. В, Аликперова [и др.]; отв. ред. А. В. Ярашева; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 126-146. - Чередниченко Г. А.
Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4 (39). С. 96-108. - Крошилин С. В.
Цифровая трансформация образования в условиях пандемии COVID-19 // Экономическая активность населения в сфере образования и труда: [монография] / О. А. Александрова, Н. В, Аликперова [и др.]; отв. ред. А. В. Ярашева; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 33-55.