Сочетание методов фокус-группы и эксперимента: возможности и ограничения

Сочетание методов фокус-группы и эксперимента: возможности и ограничения



Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Игнатова Т.А.
Сочетание методов фокус-группы и эксперимента: возможности и ограничения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2023. – Т. 23. – №. 4. – С. 866-874.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-4-866-874.
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=59694293

Размещена на сайте: 21.11.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/37279 (дата обращения 21.11.2024)



Ссылка при цитировании:

Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Игнатова Т.А. Сочетание методов фокус-группы и эксперимента: возможности и ограничения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2023. – Т. 23. – №. 4. – С. 866-874.
DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-4-866-874.

Аннотация

Сочетание нескольких социологических методик может стать эффективным способом получения более репрезентативных данных. Сочетание методов фокус-группы и эксперимента позволяет исследователям расширить познавательные возможности каждого метода и лучше понять сложные социальные явления, получив более полное представление о социальных объектах и процессах, а также об их восприятии. Достоинства и недостатки сочетания методов фокус-группы и эксперимента сформулированы авторами преимущественно на основе проведенных исследований, в которых ключевыми показателями выступали такие характеристики, как психотип, эмоциональный интеллект и внушаемость. Очевидно преимущество комбинирования двух методов - глубокий анализ исследуемого явления, поскольку фокус-группа позволяет реконструировать контекст и обеспечить детальное понимание мнений и переживаний участников, а эксперимент - контролировать условия и воздействие на респондентов, проверять гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи. Однако комбинация методов имеет и ряд ограничений: ограниченное время проведения фокус-группы может влиять на продолжительность эксперимента; групповая динамика в ходе фокус-группы может воздействовать на результаты эксперимента и привести к искажениям; наличие модератора и видеофиксация групповой дискуссии могут повлиять на поведение участников и исказить данные. По итогам анализа ряда «кейсов» в статье сформулированы рекомендации по комбинированию методов фокус-группы и эксперимента: уточнение критериев отбора респондентов во время рекрутинга; размещение участников фокус-группы с учетом их психотипов и личностных характеристик, а также рассадка «подсадных уток» по определенной схеме; предоставление стимульного материала в печатном виде каждому участнику фокус-группы. В целом комбинирование фокус-группы и эксперимента - достаточно редкий подход, поэтому основные выводы сформулированы по данным исследований, проведенных авторами в РУДН.

Ключевые слова:

фокус-группа эксперимент сочетание методов психотип эмоциональный интеллект внушаемость фейковые новости focus group experiment combination of methods psychotype emotional intelligence suggestibility fake news

Рубрики:

Методология социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: