Очевидно, что управляющая система должна соответствовать объекту управления. Управление наукой как сложным и высокоинтеллектуальным объектом предполагает очень высокие требования к кадрам, организационной структуре, политике, технологии, механизмам и инструментам управленческой организации. Важно также учитывать нерасторжимую связь системы управления наукой и научной политики. Для научной политики система управления имеет инструментальный характер, является средством организации для реализации тех или иных целей и задач. Для системы же управления научная политика является смыслом и содержанием ее деятельности. По мере бюрократизации управления наукой организационная структура все больше преобладала над своим «контентом», формальности часто подавляли смысл, отчетные показатели и нормативы вытесняли содержательные цели и задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ И СМЫСЛ (или десять глав о науке иобществе) (М.Д. Бухарин)............................................................................ 5
I. НАУКА КАК ПОЗНАНИЕ
Границы власти научного познания или состязание форм знания (И. Штер;перевод В. С. Дударева)........................................................................................................ 17
Наука: поиск истины или сбор информации? (А. Н. Павленко)............................ 50
Эпистемологическая уловка политического разума: от изучения наук к постистине (Э. Бриан перевод С. В. Занина)......................................................... 73
«Увидеть лес за деревьями»: научный прогресс и интегральность знания(И.А. Герасимова)................................................................................................................. 84
Монополия на знание vs открытый доступ, или для кого и как развиваетсянаука? (П.А. Сафронов)........................................................................................................... 105
Язык науки (Ю.Д. Артамонова)...................................................................................... 118
II. НАУКА КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Зачем нужны фундаментальные дисциплины?
Механика (А. Н. Богданов)................................................................................................ 123
Физика (А.Ф. Крутов)........................................................................................................ 138
Химия в динамике общественной эволюции (3.77. Белоусова)............................. 154
Наука и новое качество жизниОт арифмометра к искусственному интеллекту: на пути к cyberhumanity(С.В.Занин)............................................................................................................................. 168
Цифровая повседневность в реальном времени (П. Каваллари; переводС. В. Занина)............................................................................................................................ 198
Человек как «геологическая сила» и перспективы геономии(ТО. П. Галченко)..................................................................................................................... 210
Полимерная революция в повседневной жизни и в промышленности(А.А. Глазов)............................................................................................................................ 238
Архитектура и градостроительство: новый городской ландшафт(А. С. Мухин)........................................................................................................................... 257
Этические вопросы развития генетики (О. В. Летов).................................... 287
Пути развития биотехнологий (А.А. Никитина)........................................... 302
«Жажда жизни» и развитие медицины (С. Ю. Заводюк, С. В. Занин)............. 318
Политическая эпистемология борьбы с пандемией (Ф. дАбрамо;Дж. Гандольфи, Дж. Йенна, П.Д. Омодео, Ш. Вольф-, перевод М.В. Григорьевойи Я. С. Богдановой)............................................................................................................... 344
III. НАУКА КАК ВЛАСТЬ
Ядерная энергия как драйвер мировой политики и общественного развития(Г. Е. Гиголаев)....................................................................................................................... 369
Космос и политика: три развилки истории (Ю. М. Батурин)........................ 397
Авиастроение и динамика общественного развития {В. В. Клочков)................. 442
Транспортные революции и новая скорость жизни (В. И. Якунин).................... 467
Нефтегазовые революции и развитие человечества (Я.Л. Герасимова)........... 495
Наука, изменения климата и системы управления (Я. Штер\ переводВ. С. Дударева)........................................................................................................................ 510
«Зеленые революции» и продовольственная проблема (Б.А. Никитина)........ 538
Наука в трансдисциплинарных коммуникациях техногенной цивилизации(И.А. Герасимова)................................................................................................................. 562
IV. НАУКА КАК СИСТЕМА
Наука и инновации: семантическая, историческая и политическая проблематика(М. Блэ\ перевод С. В. Занина)............................................................................ 576
Модели взаимодействия государства и науки в XX—XXI вв.(Ю.Д. Артамонова)............................................................................................................... 590
Управление российской наукой в постсоветский период и вызовы Новейшеговремени (Е. В. Семенов)....................................................................................................... 630
Big и Mega science в системе научных координат (В. В. Тихонов)....................... 659
Тоталитарные общества и наука (В. В. Тихонов)...................................................... 673
V. НАУКА КАК ИНСТИТУТ
Индивидуальный и коллективный субъекты науки (М.А. Корецкая)............ 695
Университеты в новой реальности: образование для всех или поиск научнойэлиты? (П.А. Сафронов)..................................................................................................... 710
Академии наук: новая жизнь или пережиток прошлого? (С. В. Занин)............... 723
Научные фонды и система грантов (А. М. Железнов).............................................. 752
Научные съезды и школы как социальный феномен (В. В. Тихонов).............. 770