Социология кино: нарративные оценки зрительских практик

Социология кино: нарративные оценки зрительских практик



Андрианова Е.В., Давыденко В.А.
Социология кино: нарративные оценки зрительских практик // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 3. С. 824–839.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-824-839
EDN: GBWWLU
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=73524132

Размещена на сайте: 10.12.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/41185/23960 (дата обращения 10.12.2024)



Ссылка при цитировании:

Андрианова Е.В., Давыденко В.А. Социология кино: нарративные оценки зрительских практик // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 3. С. 824–839.
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-824-839
EDN: GBWWLU

Аннотация

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что, во-первых, ведущие социологи, изучающие кино, указывают на резкое сокращение числа эмпирических исследований вследствие «отсутствия должной информационно-социологической поддержки российского кинематографа» [3. С. 74; 22. С. 152]; во-вторых, продолжается нарративный поворот, «подчеркивающий текстовую природу всех социальных практик» [24. С. 48] и темпоральные характеристики кино. Авторы, проведя опросы посетителей кинотеатров Тюмени по заказу их владельцев весной 2024 года (N = 2502), анализируют нарративные оценки кино-зрительских практик на основе риторически-функционалистской теории нарративности [19] и других научных подходов. Были опрошены три группы респондентов: две целевые выборки по полу, возрасту, уровню дохода и месту проживания (582 человек на территории кинотеатров методом личного интервью; 438 человек из клиентской базы кинотеатров методом телефонного интервью), 1462 жителя Тюмени — выборка была стратифицирована по полу и возрасту с учетом характеристик целевой аудитории кинотеатров. Также был использован сравнительно-исторический метод анализа нарративов — собранных данных с материалами по сходной тематике, полученными Э. Альтенло 110 лет назад [11; 12]. В статье представлены эмпирические данные с результатами их содержательного анализа, включающего как строгие формальные процедуры, так и основанный на систематизации специальной литературы и медиадискурсов. Авторы делают следующие выводы: во-первых, особенно популярными для мас¬сового зрителя становятся фильмы, которые отсылают к известным сюжетам, любимым героям и актуальным нарративам; во-вторых, новые интерпретации старых историй стали ключевыми факторами развития современной киноиндустрии, которая во многом жертвует смысловой наполненностью кинотекста в угоду современным эстетическим технологиям кинопроизводства.

Ключевые слова:

социология кино социология фильма нарративный анализ зрительские практики кинематограф кинофильм cinematic sociology sociology of film narrative analysis moviegoer practices cinema movie

Рубрики:

Социология культуры
Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: