Дихотомия культуры и цивилизации в турецкой социологии

Дихотомия культуры и цивилизации в турецкой социологии



Савченко И.А.
Дихотомия культуры и цивилизации в турецкой социологии // Цифровой учёный: лаборатория философа. 2024. Т. 7. № 3. С. 137-148.
ISSN 2618-9267
DOI: 10.32326/2618-9267-2024-7-3-137-148

Размещена на сайте: 27.12.24

Текст статьи на сайте журнала URL: http://www.digital-scholar.unn.ru/files/2024/12/DS-2024-3-9.pdf (дата обращения 27.12.2024)



Ссылка при цитировании:

Савченко И.А. Дихотомия культуры и цивилизации в турецкой социологии // Цифровой учёный: лаборатория философа. 2024. Т. 7. № 3. С. 137-148.
DOI: 10.32326/2618-9267-2024-7-3-137-148

Аннотация

Дихотомия культуры и цивилизации была обоснована в начале прошлого столетия О. Шпенглером и Н. Бердяевым. Но в мировом масштабе далеко не во всех социологических традициях идея противопоставления культуры (все уникальное, органичное, связанное с человеческим вдохновением) и цивилизации (шаблонное, неорганичное, потребительское) получила развитие. Концепция была достаточно популярна в русском эмигрантском научном сообществе и, начиная с конца 1980-х гг., стала предметом научных дискуссий в России. В то же время обнаруживается, что идея дихотомии культуры и цивилизации, начиная с середины XX в., необычайно популярна в турецкой социологии. В качестве источниковой базы в работе использованы обзорные статьи Гюрджана Шевкета и Джелаледдина Челика, в которых излагаются взгляды наиболее известных турецких социологов (М. Эрёза, И. Балтаджиоглу, З. Гёкальпа, Э. Гюнгёра) на дихотомию культуры и цивилизации. Под культурой эти социологи понимают именно турецкую культуру, и, в отличие от О. Шпенглера и Н. Бердяева, в цивилизации они видят не столько неизбежное зло, сколько совокупность полезных западных технологий, которые турецкий народ при переходе к современной формации может взять себе на вооружение (по задумке Маркса, это должен был сделать пролетариат). Культуру, вооружённую западными достижениями, с лёгкой руки З. Гёкальпа турецкие социологи именуют «современностью». Таким образом, турецкие социологи фактически аргументируют положение, согласно которому цивилизация (со всеми её достижениями) ассимилируется модернизированной культурой (современностью в пределах одной нации), а не наоборот. Как и у Н. Бердяева, культура и цивилизация соотносятся соответственно как цель и средство (Э. Гюнгёр). В отличие от Н. Бердяева турецкие авторы относятся к средствам прагматично: как к инструментам развития современной, но при этом самобытной национальной культуры. В качестве основного инструментария в статье использованы дихотомический метод и элементы теории систем.

Ключевые слова:

национальная культура западная цивилизация дихотомия турецкая социология уникальное универсальное самобытность модернизация современность цель и средство national culture Western civilization dichotomy Turkish sociology unique universal identity modernization modernity purpose and meansю

Рубрики:

Методология социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: