Ментальные технологии современных образовательных процессов

Ментальные технологии современных образовательных процессов



Адамьянц Т.З.
Ментальные технологии современных образовательных процессов // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2024. Т. 10. № 4. С. 128-140.
ISSN 2408-932X
DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-4-1-1

Размещена на сайте: 29.12.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrhumanities.ru/media/humanities/2024/4/Социогуманитарные_исследования_2024_Т.10__4-129-141.pdf (дата обращения 29.12.2024)



Ссылка при цитировании:

Адамьянц Т.З. Ментальные технологии современных образовательных процессов // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2024. Т. 10. № 4. С. 128-140.
DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-4-1-1

Аннотация

В центре внимания статьи латентные требования (смысловые нюансы) к ментальным технологиям, обеспечивающим успешность в ключевых группах учебных дисциплин современной системы образования. Методологической основой изучения оказалась междисциплинарная семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации, в рамках которой образовательный процесс рассматривается как коммуникативно-познавательная деятельность. Критерием выводов и рекомендаций служит соответствие поощряемых ментальных технологий задачам гармоничного развития, социализации и социальной адаптации подрастающего поколения. Преимущественная ориентация на запоминание целесообразна только при освоении информационно-когнитивных дисциплин. В естественно-математических и социально-коммуникативных дисциплинах важна не только способность к запоминанию, но и навыки глубинного понимания на основе многоуровневого ментального оперирования, позволяющие получить искомый константный результат. Учебные программы естественно-математических дисциплин традиционно ориентированы на развитие  навыков ментального оперирования на основе чётких законов, зависимостей и взаимозависимостей. Однако программы социально-коммуникативных дисциплин, опирающиеся на постмодернистские идеи о множественности смыслов, обесценивают ментальный поиск смысловых (мотивационно-целевых) доминант в воспринятых произведениях/материалах; поощряемые технологии связаны здесь с запоминанием, поиском личностно-прагматичных аспектов или с произвольным интерпретированием. Социальные издержки такого подхода оборачиваются неумением людей, групп, общностей договариваться на конструктивной и честной основе, расширенными возможностями для любителей манипуляций.  Издержки личностного плана связаны с затруднениями в социализации и социальной адаптации. Поиск способов совершенствования отечественной системы образования связан с уходом от влияния постмодернистских идей, учётом позитивного опыта советской школы,  использованием  разработок отечественной науки, позволяющих «видеть» глубинные смыслы в любых произведениях/материалах, пропагандистских и рекламных кампаниях.

Ключевые слова:

гармоничное развитие личности ментальные технологии понимание смысл семиосоциопсихология социализация социальная адаптация harmonious development of personality mental technologies understanding meaning semiosociopsychology socialization social adaptation

Рубрики:

Социология коммуникаций
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: