Ментальные технологии современных образовательных процессов
Адамьянц Т.З.
Ментальные технологии современных образовательных процессов // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2024. Т. 10. № 4. С. 128-140.
ISSN 2408-932X
DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-4-1-1
EDN: FITWHZ
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=79696897
Размещена на сайте: 29.12.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrhumanities.ru/media/humanities/2024/4/Социогуманитарные_исследования_2024_Т.10__4-129-141.pdf (дата обращения 29.12.2024)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-4-1-1
EDN: FITWHZ
Аннотация
В центре внимания статьи латентные требования (смысловые нюансы) к ментальным технологиям, обеспечивающим успешность в ключевых группах учебных дисциплин современной системы образования. Методологической основой изучения оказалась междисциплинарная семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации, в рамках которой образовательный процесс рассматривается как коммуникативно-познавательная деятельность. Критерием выводов и рекомендаций служит соответствие поощряемых ментальных технологий задачам гармоничного развития, социализации и социальной адаптации подрастающего поколения. Преимущественная ориентация на запоминание целесообразна только при освоении информационно-когнитивных дисциплин. В естественно-математических и социально-коммуникативных дисциплинах важна не только способность к запоминанию, но и навыки глубинного понимания на основе многоуровневого ментального оперирования, позволяющие получить искомый константный результат. Учебные программы естественно-математических дисциплин традиционно ориентированы на развитие навыков ментального оперирования на основе чётких законов, зависимостей и взаимозависимостей. Однако программы социально-коммуникативных дисциплин, опирающиеся на постмодернистские идеи о множественности смыслов, обесценивают ментальный поиск смысловых (мотивационно-целевых) доминант в воспринятых произведениях/материалах; поощряемые технологии связаны здесь с запоминанием, поиском личностно-прагматичных аспектов или с произвольным интерпретированием. Социальные издержки такого подхода оборачиваются неумением людей, групп, общностей договариваться на конструктивной и честной основе, расширенными возможностями для любителей манипуляций. Издержки личностного плана связаны с затруднениями в социализации и социальной адаптации. Поиск способов совершенствования отечественной системы образования связан с уходом от влияния постмодернистских идей, учётом позитивного опыта советской школы, использованием разработок отечественной науки, позволяющих «видеть» глубинные смыслы в любых произведениях/материалах, пропагандистских и рекламных кампаниях.
Ключевые слова:
гармоничное развитие личности ментальные технологии понимание смысл семиосоциопсихология социализация социальная адаптация harmonious development of personality mental technologies understanding meaning semiosociopsychology socialization social adaptationРубрики:
Социология коммуникацийСоциология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Адамьянц Т. З.
Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. – 2023. – T. 34. – № 1. C. 51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/. - Адамьянц Т. З.
Технологии сознания: накопление - или структурирование? // Мир психологии. 2018. №2. С. 114-123. - Adamyants, Т. (2018). Sociomental groups in social cognition. Communications. Media. Design, 3(2), 98-110. Retrieved from https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8000
- Адамьянц Т. З.
Современная рабочая молодежь в свете комплексного междисциплинарного анализа: аспекты социализации и адаптации // Общественные науки и современность. 2019. Вып. 3. C. 66-78 . DOI: 10.31857/S086904990005086-6 - Адамьянц Т. З.
Современные научные концепции о предмете понимания в коммуникации // Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации: сборник научных трудов / под общ. ред.Н. В. Аниськиной, Л. В. Уховой. – В 2 тт. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2017. – Т. 1. C. 13-16.