Социальный диалог как инструмент институционального управления социальным развитием
Мерзляков А.А.
Социальный диалог как инструмент институционального управления социальным развитием // Философские науки. 2024. Т. 67. № 4. С. 99-113.
ISSN 0235-1188
DOI: 10.30727/0235-1188-2024-67-4-99-113
EDN: BMTJZR
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=80112771
Размещена на сайте: 31.12.24

Ссылка при цитировании:
DOI: 10.30727/0235-1188-2024-67-4-99-113
EDN: BMTJZR
Аннотация
В статье рассматривается роль социального диалога в России как инструмента институционального управления социальным развитием. Автор анализирует специфику социального диалога как особого социального института, обладающего трансформационным потенциалом в преодолении общественной фрагментации и поляризации. Проблема поиска адекватных форм социального участия приобретает остроту в связи с угрозой нарастания социокультурного раскола между модернизационными и традиционалистскими аналитическими установками социального развития. В работе исследуются два основных аспекта функционирования социального диалога: его роль в обеспечении общественной поддержки государственных программ и формировании эффективных механизмов социального участия в системе отношений между федеральным центром и регионами. Социальный диалог в системе «центр – регионы» рождается в случае, если в переговорном процессе участвуют не только государственные (властные) структуры, но и представители населения. Участие граждан в переговорах является специфической формой самоопределения части населения, выступающего в поддержку того или иного совместного проекта центра и региона, либо происходит с целью недопущения его реализации. Отсутствие полноценного социального диалога может привести к значительным проблемам в реализации государственных программ, а его правильная организация повысит эффективность их осуществления. Автор приводит пример унифицирующих механизмов реализации принципа социального участия через формирование полисубъектной среды взаимодействия и «сборку субъектов» (термин В.Е. Лепского) регионального развития. В статье сделан вывод о том, что институционализация социального диалога помогает передаче части прав и ресурсов от центра регионам в деле управления социально-экономическими процессами, способствует развитию гибкости и адаптивности диалогических практик при одновременном отказе от жесткой командно-административной модели управления, укрепляет партнерское взаимодействие между участниками социального развития.
Ключевые слова:
социальная философия институциональное доверие унификация социокультурный анализ гражданское общество социокультурный раскол социальная коммуникация социальное участие конвергенция медиация social philosophy institutional trust unification sociocultural analysis civil society sociocultural divide social communication social participation convergence mediationРубрики:
Социология управленияРегиональная социология
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Мерзляков А. А.
Социальное участие гражданское // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 309-310. - Савельев И. А.
Полисубъектность как фактор социального развития в контексте диалогизации и дифференциации отношений «центр – регионы» в федеративном государстве // Философские науки. 2024. Т. 67. № 2. С. 97-116. - Давыдов А. П.
Медиация и конвергентная социальность. К теории социального диалога // Философские науки. 2024. Т. 67. №2. С. 135-159. - Петухов Р. В.
Российское местное самоуправление через призму опросов общественного мнения // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2022. № 4. С. 31-37. - Мерзляков А. А.
Гражданское социальное участие как универсальная технология социального управления (на материалах разработки и реализации градостроительных проектов: автореф. дисс. к.соц.н.// Официальный сайт ИC РАН. - 2007. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=540